В чем различие понятий "человек", "индивид", "личность". Сущность человека.

Почему важно различать эти понятия? Ведь в обыденной речи мы часто используем их как синонимы. Однако в науке за каждым термином стоит определенное, четко очерченное значение. Понимание их поможет лучше понять себя и других людей.

Определение основных понятий

Начнем с того, что дадим определения основным терминам:

  • Человек - это живое существо, обладающее разумом, речью, сознанием, способностью к трудовой деятельности. Человек относится к биологическому виду Homo sapiens. При этом помимо биологических характеристик, человек обладает и социальной сущностью.
  • Индивид - отдельно взятый представитель человеческого рода со всем многообразием присущих ему качеств и черт. Индивид рассматривается как целостный организм, наделенный устойчивостью к внешним воздействиям.
  • Личность - человек, который в процессе социализации приобрел определенные социально значимые черты и качества. Личность отличается развитым самосознанием, способностью к целеполаганию и выбору.

Из определений видно, что это понятия взаимосвязанные, но не тождественные. Их соотношение можно представить так:

Человек является представителем биологического вида Homo sapiens, индивид - конкретным воплощением этого вида, а личность формируется в процессе социализации индивида.

То есть человек от природы наделен определенными задатками и свойствами, на основе которых в ходе взаимодействия с социумом формируется личность.

Биологическая и социальная сущность человека

Как уже было сказано, человек обладает двойственной природой - с одной стороны, это биологический организм, а с другой - существо социальное. Давайте подробнее разберем, в чем проявляется каждая из этих ипостасей.

К проявлениям биологической сущности относятся:

  • анатомо-физиологические особенности организма человека;
  • наследственность и генетическая предрасположенность к определенным чертам и болезням;
  • инстинкты и базовые потребности (в пище, отдыхе, безопасности и пр.).

Эти характеристики заложены генетически и передаются нам от предков. Они обеспечивают выживание организма, но для полноценного развития человека как личности недостаточны.

Социальная же сущность проявляется в:

  • осознанной целенаправленной деятельности;
  • наличии высших потребностей: в познании, общении, самореализации;
  • способности создавать и использовать орудия труда;
  • умении жить в социуме, подчиняясь определенным правилам и этическим нормам.

Эти качества не передаются генетически, а формируются в процессе воспитания и накопления собственного опыта. По сути, они и отличают человека от животного.

Биологическое начало закладывает лишь основу, фундамент, а социальный компонент надстраивает над ним многоэтажное здание личности с ее уникальными особенностями и чертами характера.

В понятиях "человек" и "индивид" акцент делается на природные задатки, а "личность" несет в себе в первую очередь социальный оттенок значения.

Формирование личности в процессе социализации

Итак, личностью человек становится, лишь взаимодействуя с другими людьми и усваивая ценности, нормы и модели поведения, принятые в данном обществе. Этот процесс называется социализацией.

Она протекает на протяжении всей жизни человека, но особенно интенсивно - в детстве и юности. Выделяют несколько основных этапов социализации:

  1. ранний этап - 1-3 года, ребенок усваивает нормы и ценности семьи;
  2. дошкольный этап - общение со сверстниками в детсаду, игровая деятельность;
  3. школьный этап - 7-17 лет, обучение, усвоение знаний и навыков, выбор будущей профессии;
  4. этап взросления - получение высшего образования, начало трудовой деятельности, вступление в брак;
  5. завершающий этап - выход на пенсию, уход от активной жизни.

На протяжении всей жизни на формирование личности оказывают влияние такие факторы, как семья, школа, СМИ, религиозные конфессии, социально-экономические условия в стране и многое другое.

О том, насколько важна социализация свидетельствуют печальные примеры так называемых "детей-маугли" - детей, лишенных человеческого общества. Как правило, они не могут освоить человеческую речь, элементарные навыки самообслуживания, не говоря уже о каком-либо интеллектуальном или творческом развитии.

Таким образом, в чем различие индивида и личности? Индивидом мы становимся с рождения в силу принадлежности к биологическому виду человека. А личность и человек - это не одно и то же. Личностью мы становимся постепенно, шаг за шагом, вбирая в себя культуру общества.

Пожилой мужчина задумался

Индивидуальность как проявление уникальности личности

Личность каждого человека уникальна. Помимо усвоенных в процессе социализации норм и ценностей, она несет в себе отпечаток индивидуальности - неповторимых психофизиологических особенностей индивида.

К проявлениям индивидуальности относят:

  • уникальные черты характера и темперамента;
  • способности и таланты;
  • внешний облик и манера поведения;
  • склонности и интересы.

Эти характеристики отличают данного конкретного человека от всех остальных. Даже близнецы с возрастом все больше различаются - каждый выбирает свой жизненный путь, обзаводится своим кругом знакомых, увлечениями и привычками.

Индивидуальность придает личности своеобразие и неповторимость.
Люди, личности

Значение индивидуальности

Уникальность каждой личности имеет огромное значение как для самого человека, так и для общества в целом. Во-первых, ощущение собственной индивидуальности важно для психологического здоровья и осознания своего места в мире. А во-вторых, многообразие личностей позволяет обогатить культуру, науку и другие сферы плодотворным взаимодействием разных идей, подходов, точек зрения.

Так, например, великие художники, композиторы или писатели благодаря яркой индивидуальности создали произведения, которые вошли в сокровищницу мировой культуры и не похожи на творения их современников.

Формирование индивидуальности

Итак, индивидуальность закладывается на генетическом уровне с рождения. Но по-настоящему она проявляется и формируется в процессе взросления человека. На это оказывают влияние следующие факторы:

  1. семья, особенно в раннем детстве;
  2. круг друзей и знакомых;
  3. школа и учителя;
  4. увлечения и хобби;
  5. любимые книги, фильмы, музыка;
  6. жизненный опыт и преодоленные трудности.

В зависимости от воспитания и обстоятельств индивидуальность может либо позитивно развиваться, принося плоды в виде достижений и свершений, либо деформироваться под влиянием негативных факторов.

Главная задача для каждого - найти способ максимально полно раскрыть и реализовать свой внутренний потенциал, не растеряв при этом лучшие качества, унаследованные от предков и общества.

Индивид, личность и окружающий мир

Как соотносятся личность и окружающий мир? С одной стороны, социум формирует человека как личность, передавая ему опыт предшествующих поколений. Но с другой - каждая новая яркая личность способна изменить этот мир, внести в него что-то принципиально новое.

Так, например, выдающиеся ученые открывают неизведанные ранее законы природы, великие полководцы коренным образом меняют ход истории, писатели и поэты обогащают культуру, открывая читателям новые грани человеческой души. Без ярких личностей не было бы прогресса!

В то же время, человек как индивид не может полноценно состояться вне социума, будучи от него изолирован. В чем различие понятий человек, индивид, личность? Личность рождается только во взаимодействии индивида и общества. Они неразрывно связаны!

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.