Стартер является одним из ключевых элементов системы запуска двигателя в автомобиле. От его исправности и правильного функционирования зависит, сможет ли водитель завести машину и начать движение. Давайте разберемся, как устроен этот механизм, и рассмотрим различные варианты схем его подключения.
Устройство и назначение автомобильного стартера
Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока небольшой мощности, который приводится в действие при переводе ключа зажигания в соответствующее положение. Его основное назначение - обеспечить прокручивание коленчатого вала двигателя с частотой, достаточной для запуска последнего.
Согласно статистике, примерно 17% всех неисправностей в автомобиле связаны со стартером и системой его питания.
Конструктивно стартер состоит из следующих компонентов:
- Якорь с обмоткой
- Постоянные магниты (кроме некоторых старых моделей)
- Коллектор с щетками
- Привод (обычно планетарный редуктор)
- Обгонная муфта
- Втягивающее реле
- Корпус
При подаче напряжения питания якорь с обмоткой начинает вращаться в магнитном поле. Частота вращения повышается за счет редуктора, и передается на шестерню бендикса, которая через обгонную муфту соединяется с венцом маховика двигателя.
В результате коленчатый вал получает необходимый импульс для раскрутки с рабочей частотой, после чего стартер отключается, а двигатель продолжает работать самостоятельно.
Основные технические характеристики этого механизма:
- Мощность - 1-3 кВт
- Напряжение питания - 12 В
- Максимальный потребляемый ток - 100-300 А
- Частота вращения выходного вала - 150-3000 об/мин
- Крутящий момент - 4-7 кгс*м
- Масса - 2-6 кг
Стартеры делятся на несколько разновидностей, в том числе:
По типу привода | Инерционные |
С редуктором | |
По роду тока | Постоянного тока |
Переменного тока (на некоторых грузовых автомобилях) | |
По втягивающему реле | С двухобмоточным реле |
С трехобмоточным реле |
При выборе конкретной модели стартера для замены нужно учитывать технические характеристики силового агрегата автомобиля, чтобы обеспечить совместимость их параметров и избежать перегрузок или повреждений.
Схема подключения стартера
Схема подключения стартера довольно проста и включает следующие основные компоненты:
- Аккумуляторная батарея
- Выключатель зажигания
- Втягивающее реле
- Собственно стартер
"схема подключения реле стартера" - электрические цепи этих элементов соединяются определенным образом для обеспечения включения и выключения стартера.
Последовательность действий при монтаже выглядит так:
- Зачистить точки подключения от ржавчины и загрязнений
- Подсоединить провод от клеммы "50" реле к выключателю зажигания
- Присоединить кабель от клемм реле "30" и "87а" соответственно к выводам стартера и аккумулятора
- Прикрепить провод заземления к корпусу
- Проверить надежность контактов
В ряде случаев могут понадобиться дополнительные детали - предохранители, силовые реле, клеммы и т.д. Конкретная схема зависит от модели транспортного средства.
Главное правило - все соединения должны быть электрически изолированными и надежными, чтобы избежать коротких замыканий или внезапных отключений стартера.
Эксплуатация и обслуживание
Стартер, как и любой другой механизм, требует аккуратной эксплуатации и своевременного технического обслуживания. Это обеспечит его длительную и безотказную работу.
Основные моменты при использовании стартера:
- Не включать дольше 5-10 секунд за один раз
- Делать 10-15 минутные перерывы между попытками запуска
- При повторном запуске сразу после выключения двигателя подождать не менее 1 минуты
- Регулярно проверять электрические соединения
Регламентное обслуживание предполагает следующие работы через каждые 20-30 тысяч км пробега:
- Проверку крепления стартера
- Осмотр контактных соединений
- Очистку от загрязнений
- Зачистку и смазку рабочих поверхностей
Соблюдение этих несложных правил позволит избежать многих неполадок со стартером и продлить срок его службы.
Покупка и замена стартера
Если самостоятельный ремонт невозможен или экономически нецелесообразен, приходится приобретать новый стартер.
Выбор стартера
При выборе обратите внимание на:
- Совместимость с моделью и годом выпуска авто
- Соответствие размеров и крепежных отверстий
- Наличие необходимых переходных планок или проводов
- Паспортные технические характеристики
Оптимальный вариант - приобрести оригинальный стартер от производителя транспортного средства.
Замена стартера
Замену рекомендуется проводить в следующем порядке:
- Отсоединить аккумулятор
- Демонтировать старый стартер
- Установить и закрепить новый
- Подсоединить разъемы и провода
- Проверить работоспособность
После установки нового устройства рекомендуется провести полную диагностику электрооборудования на СТО.