Эвольвента - это: определение, значение

Эвольвента - удивительная математическая кривая, лежащая в основе большинства механизмов передачи вращательного движения. Давайте разберемся, что такое эвольвента и почему она так важна.

Что такое эвольвента

Эвольвента - это траектория точки на прямой линии, перекатывающейся без скольжения по окружности. Такая окружность называется основной. Эвольвента обладает уникальными свойствами:

  • Все эвольвенты одной основной окружности являются эквидистантными - равноотстоящими друг от друга
  • Линия, соединяющая текущую точку эвольвенты и центр кривизны, перпендикулярна касательной к эвольвенте в этой точке

Наглядно получить эвольвенту можно, если намотать нить на цилиндр и затем разматывать, удерживая натяжение. Конец нити будет описывать эвольвентную кривую. Математически эвольвента задается параметрическими уравнениями:

x = r*cos(t) + r*t*cos(α)

y = r*sin(t) + r*t*sin(α)

где r - радиус основной окружности, t - параметр, α - угол между касательной и радиусом основной окружности.

Два сцепленных зубчатых колеса

Эвольвента в зубчатых колесах

Большинство современных зубчатых колес и передач основаны на эвольвентном зацеплении. Это связано с уникальными достоинствами такого профиля:

  • Постоянство передаточного отношения при колебаниях межосевого расстояния
  • Высокий КПД и плавность работы
  • Простота изготовления стандартизированных колес

При эвольвентном зацеплении контакт зубьев происходит по линии зацепления - общей касательной к основным окружностям колес. Эта линия может смещаться при изменении межосевого расстояния, но закон зацепления выполняется.

Эвольвента - это кривая третьего порядка, траектория точки лежащей на прямой, перекатывающейся без скольжения по окружности.

Чтобы стандартизировать эвольвентные передачи, за основу берется стандартная рейка с прямолинейным профилем зуба. Она эквивалентна бесконечно большому эвольвентному колесу. Параметры стандартной рейки задают размеры всех элементов передачи - от высоты головки зуба до ширины впадины.

Модуль передачи m 2 мм
Число зубьев ведущего колеса Z1 25
Число зубьев ведомого колеса Z2 75

На основе этих параметров рассчитываются остальные размеры передачи - диаметры колес, шаг зацепления и так далее. Конструктивно валы с колесами могут крепиться с использованием шпонок, шлицевых соединений.

Основные параметры эвольвентных передач

Для полного описания эвольвентной цилиндрической передачи необходимо знать следующие параметры:

  • Модуль зацепления m
  • Число зубьев колес Z1 и Z2
  • Коэффициент смещения x1 и x2
  • Допуски на изготовление

Модуль m задает размер всей передачи и определяет основные геометрические параметры. Число зубьев влияет на передаточное отношение. Коэффициент смещения нужен для плавной работы.

Механизм из множества шестерен

Допуски на изготовление

При производстве зубчатых колес неизбежно возникают погрешности формы и расположения зубьев. Чтобы передача работала нормально, эти отклонения регламентируются стандартами.

Способы крепления колес на валах

Существует несколько распространенных способов:

  • Крепление с помощью шпонок
  • Применение шлицевых соединений
  • Напрессовка колес на конические поверхности валов
  • Сварные и смазываемые соединения

Расчет эвольвентных цилиндрических передач

Расчет передачи сводится к последовательному определению всех геометрических и прочностных параметров. Необходимо:

  1. Задать исходные данные
  2. Рассчитать основные геометрические параметры
  3. Проверить прочность зубьев по контактным напряжениям
  4. Подобрать подшипники и размеры валов

Особые виды эвольвентных передач

Помимо классических цилиндрических, применяют и другие типы на основе эвольвентного зацепления:

  • Конические передачи
  • Передачи с круговым зацеплением
  • Планетарные и дифференциальные механизмы
  • Глобоидные и гипоидные передачи

Пример расчета цилиндрической передачи

Рассмотрим расчет примера передачи с такими исходными данными:

  • Мощность передачи Р = 15 кВт
  • Частота вращения быстроходного вала n1 = 1440 об/мин
  • Передаточное число u = 4
  • Материал зубьев - сталь 20ХН3А

По исходным данным определяем модуль зацепления из условия прочности. Принимаем m = 4 мм. Тогда число зубьев

Z1 = 36 зубьев

Z2 = 144 зубьев

Далее находим окружную силу:

Фт = 9540 Н

По окружной силе рассчитываем контактные напряжения. Они укладываются в допустимые пределы, значит прочность обеспечена.

Особенности конических передач

В отличие от цилиндрических, в конических передачах зубчатые колеса имеют коническую форму. Это накладывает особенности:

  • Зацепление происходит по линии контакта, а не точке
  • Дополнительная составляющая силы вдоль оси вращения
  • Повышенная несущая способность

Передачи с круговым зацеплением

Отличаются расположением осей валов:

  • Могут быть со скрещивающимися и параллельными осями
  • Чаще всего применяются в планетарных механизмах
  • Обладают компактностью и высоким КПД
Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.