Пример решения транспортной задачи: оптимальный план перевозок

Транспортная задача является важным инструментом оптимизации логистики и позволяет минимизировать затраты на перевозки при условии удовлетворения спроса. Давайте разберем на конкретных примерах основные методы нахождения оптимального плана перевозок.

Планшет с ручкой и бумагами

1. Постановка транспортной задачи

Транспортная задача формулируется следующим образом: имеется несколько пунктов отправления (например, складов) и несколько пунктов назначения (например, магазинов), между которыми осуществляются перевозки некоторого однородного груза. Известны:

  • объем груза в каждом пункте отправления;
  • потребность в грузе каждого пункта назначения;
  • стоимость перевозки единицы груза по каждому маршруту.

Необходимо составить такой план перевозок, чтобы общие транспортные затраты были минимальными.

Рассмотрим пример транспортной задачи.

Пункт отправления Пункт назначения 1 Пункт назначения 2
Склад 1 4 2
Склад 2 5 3

Здесь стоимость перевозки 1 единицы груза со Склада 1 в Пункт назначения 1 составляет 4 условные единицы.

Объем груза на складах:

  • Склад 1: 50 единиц
  • Склад 2: 60 единиц

Потребность пунктов назначения:

  • Пункт назначения 1: 40 единиц
  • Пункт назначения 2: 70 единиц

Математическая модель этой задачи имеет следующий вид:

где xij - объем перевозок с i-го склада в j-й пункт назначения.

2. Нахождение опорного плана

Для нахождения оптимального решения транспортной задачи используют пошаговые итерационные методы. На первом этапе находят некоторое начальное допустимое решение, которое называется опорным планом . В качестве опорного плана может быть взят план с минимальной стоимостью перевозок или план, удовлетворяющий критерию северо-западного угла.

Метод северо-западного угла

Суть этого метода заключается в следующем:

  1. Заполняются ячейки транспортной таблицы, расположенные в левом верхнем углу.
  2. Если спрос пункта назначения удовлетворен, переходят к следующему пункту.
  3. Если возможности пункта отправления исчерпаны, переходят к следующему.

Рассмотрим на примере транспортной задачи как применяется этот метод.

Сначала заполняется ячейка в левом верхнем углу (Склад 1 - Пункт 1). Отправляем сюда 40 единиц груза (по спросу пункта). Затем переходим к Пункту 2 и отправляем туда оставшиеся 10 единиц со Склада 1.

Далее переходим к Складу 2. Весь его объем 60 единиц отправляем в Пункт 2, заполняя его спрос.

В результате получаем опорный план:

Пункт 1 Пункт 2
Склад 1 40 10
Склад 2 0 60

Метод минимальной стоимости

Этот метод заключается в следующем: сначала заполняются ячейки с минимальными транспортными затратами, затем переходят к следующим по возрастанию затрат.

Для той же транспортной задачи опорный план по этому методу будет таким:

Пункт 1 Пункт 2
Склад 1 0 50
Склад 2 40 30

Здесь сначала мы заполнили ячейку со стоимостью 2 (Склад 2 - Пункт 2), затем стоимостью 3 (Склад 2 - Пункт 1) и т.д.

Таким образом, в зависимости от выбранного метода опорный план может существенно отличаться.

3. Метод потенциалов решения транспортной задачи пример

Наиболее распространенным методом поиска оптимального плана перевозок является метод потенциалов . Рассмотрим его подробный алгоритм на конкретном примере.

Допустим, у нас есть опорный план, найденный методом северо-западного угла:

  1. Построить вспомогательную таблицу потенциалов.
  2. Определить значения потенциалов для каждого пункта отправления и назначения.
  3. Проверить оптимальность текущего плана.
  4. Найти цикл улучшения плана.
  5. Пересчитать план с учетом найденного цикла.

Рассмотрим все эти шаги подробно на примере нашей транспортной задачи...

Карта на столе с моделями грузовиков

4. Продолжение метода потенциалов

Итак, мы остановились на этапе построения вспомогательной таблицы потенциалов. Для этого рядом с таблицей опорного плана строится таблица такого же размера. В ячейки, соответствующие заполненным в опорном плане, подставляются значения из матрицы транспортных затрат.

На следующем шаге необходимо найти значения потенциалов. Потенциал - это оценка выгодности использования данного пункта отправления или назначения. Потенциалы строк соответствуют пунктам отправления, потенциалы столбцов - пунктам назначения.

Потенциалы находят из условия: значение в любой заполненной ячейке равно сумме потенциалов соответствующей строки и столбца. Эта система уравнений решается для нахождения всех неизвестных потенциалов.

Далее проверяем оптимальность текущего плана перевозок. Для этого заполняем пустые ячейки вспомогательной таблицы, используя найденные потенциалы. Если все значения неотрицательны - план оптимален.

5. Поиск цикла улучшения

Если среди заполненных пустых ячеек вспомогательной таблицы есть хотя бы одно отрицательное значение, значит найден не оптимальный план перевозок. В этом случае необходим поиск цикла улучшения плана.

Для этого в таблице опорного плана отмечаются знаками "+" и "-" ячейки, соответствующие отрицательному элементу вспомогательной таблицы так, чтобы получился замкнутый контур.

На следующем шаге происходит пересчет опорного плана с учетом найденного цикла. После чего вся процедура - проверка оптимальности, поиск цикла улучшения и пересчет плана - повторяется.

6. Критерий оптимальности

Итак, рассмотренный метод потенциалов позволяет постепенно улучшать опорный план перевозок за счет нахождения циклов улучшения. Возникает вопрос - когда же нужно остановиться?

Ответ прост - когда достигнут оптимальный план. Оптимальность плана определяется по критерию оптимальности:

  • Все ячейки таблицы потенциалов неотрицательны
  • Суммы по строкам и столбцам таблицы плана равны заданным ограничениям

Как только оба эти условия выполняются - перевозки спланированы оптимальным образом, дальнейшее улучшение плана невозможно.

7. Сравнение методов решения

Кроме метода потенциалов, существуют и другие эффективные методы решения задачи оптимизации перевозок:

  • Распределительный метод
  • Метод минимального элемента
  • Вогельское приближение

Каждый из подходов имеет свои преимущества и ограничения. Например, распределительный метод хорошо масштабируется, а метод потенциаловдилатион удобен для небольших транспортных сетей...

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.