Цикл Тринклера - уникальный гибрид двух популярных циклов двигателей внутреннего сгорания, который сочетает в себе их преимущества. Давайте разберемся, как он устроен, чем отличается от аналогов и почему так важен в современном мире.
История создания цикла Тринклера
Цикл Тринклера, или цикл Сабатэ, был предложен в начале XX века немецким инженером Густавом Тринклером на основе идей французского изобретателя Эмиля Сабатэ. Он объединил в себе достоинства двух популярных циклов двигателей внутреннего сгорания – цикла Отто с принудительным воспламенением топливной смеси и цикла Дизеля с самовоспламенением от сжатия.
Целью Тринклера было создать более эффективный и мощный двигатель, сочетающий высокий коэффициент полезного действия цикла Дизеля и простоту конструкции карбюраторного двигателя по циклу Отто. Результатом его работы стал двигатель со смешанным рабочим процессом и бескомпрессорной подачей топлива.
Описание процессов в цикле Тринклера
Рабочий цикл двигателя Тринклера состоит из следующих процессов:
- Адиабатное (без теплообмена) сжатие воздуха в основном цилиндре;
- Дальнейшее сжатие воздуха в форкамере;
- Впрыск и частичное сгорание топлива в форкамере по изохоре;
- Продолжение процесса сгорания уже в основном цилиндре при приблизительно постоянном давлении (изобаре);
- Расширение продуктов сгорания с совершением работы;
- Выталкивание отработавших газов в атмосферу.
Как видно из описания, в цикле Тринклера присутствуют два типа подвода теплоты:
- Быстрое изохорное сгорание части топлива в форкамере;
- Относительно медленное догорание остатков топлива в основном цилиндре по изобаре.
Это коренным образом отличает его от базовых циклов Отто и Дизеля:
Цикл | Способ сгорания топлива |
Отто | Только по изохоре |
Дизеля | Только по изобаре |
Тринклера | Изохора + изобара (смешанный) |
Благодаря комбинированному подводу тепла цикл Тринклера позволяет обойтись без топливного насоса высокого давления, как в дизеле. При этом сохраняются высокие экономичность и КПД за счет наличия изобарного процесса горения.
Термодинамический анализ эффективности
Для точной оценки эффективности термодинамических циклов используют их сравнение на диаграммах T-S (температура-энтропия) и расчет коэффициентов полезного действия (КПД).
На диаграмме T-S при одинаковых максимальных температурах цикла Тринклера соответствует наибольшей замкнутой площади по сравнению с циклами Отто и Дизеля. Это означает возможность преобразования бо́льшего количества теплоты в механическую работу.
КПД цикла Тринклера можно рассчитать по формуле:
ηT = 1 - (1/r)(γ-1)/γ ∙ (1/λ)(γ-1)/γ
где r и λ ‒ степени сжатия в цилиндре и форкамере соответственно, a γ – показатель адиабаты для рабочего тела.
Подставляя различные значения коэффициентов, можно показать, что на практике КПД цикла Тринклера выше, чем у цикла Отто на 5-10%.
Области применения двигателей Тринклера
Благодаря высоким технико-экономическим показателям, двигатели по циклу Тринклера нашли широкое применение в различных областях, включая:
- Судовые энергетические установки;
- Тепловозы (в частности, тепловоз 2ТЭ116);
- Дизель-генераторы;
- Тяжелая сельскохозяйственная и дорожно-строительная техника.
Помимо стационарного использования, двигатели Тринклера ставят на грузовики, автобусы и другой транспорт.
Общий объем производства двигателей по циклу Тринклера в мире в 2020 году оценивается почти в 3 млн штук.
Сохраняющийся спрос обусловлен их универсальностью, надежностью и экономичностью по сравнению с традиционными бензиновыми и дизельными аналогами.
Достоинства и недостатки цикла Тринклера
К достоинствам цикла Тринклера по сравнению с традиционными циклами можно отнести:
- Более высокий КПД (на 5-10%);
- Возможность работы на разных видах топлива;
- Простота и надежность конструкции без ТНВД;
- Хорошие экологические показатели.
К недостаткам относят:
- Более высокую стоимость по сравнению с карбюраторными моторами;
- Несколько больший расход топлива по сравнению с классическим дизелем;
- Неравномерность крутящего момента.
Рекомендации по расчетам параметров цикла Тринклера
Для корректного инженерного расчета параметров цикла Тринклера рекомендуется:
- Определить степени сжатия в цилиндре и форкамере;
- Задать режимы смесеобразования и сгорания;
- Рассчитать объемные и массовые расходы рабочих тел;
- Получить значение КПД по формуле ηT;
- Сравнить с альтернативными циклами.
Например, при стандартных условиях для дизельного двигателя со степенью сжатия 17 КПД цикла Тринклера составит 0,43. Это на 7% выше типового значения для цикла Отто.
Тенденции развития цикла Тринклера
Основные тенденции совершенствования цикла Тринклера связаны с:
- Повышением степеней сжатия;
- Оптимизацией процессов сгорания топлива;
- Применением новых экологичных видов топлива (природный газ, водород).
Перспективным направлением является создание гибридных установок на базе двигателей Тринклера в паре с электрическими мотор-генераторами. Это позволяет получить лучшие эксплуатационные показатели и КПД за счет рекуперации энергии.
Альтернативные решения
В качестве конкурирующих альтернатив циклу Тринклера можно рассмотреть:
- Классический дизель по циклу Дизеля с ТНВД;
- Бензиновый двигатель с искровым зажиганием по циклу Отто;
- Газотурбинные и газопоршневые установки;
- Перспективные водородные топливные элементы.
Каждое из этих решений имеет свои плюсы и минусы. Выбор конкретной силовой установки зависит от технического задания и особенностей применения.
Сравнение экономичности цикла Тринклера с аналогами
Несмотря на более высокий расход топлива по сравнению с классическим дизелем, цикл Тринклера остается более экономичным в сравнении с карбюраторным двигателем.
Проведенные тесты показали преимущество на 15-20% по удельному расходу топлива в пользу мотора Тринклера мощностью 136 л.с. при сравнении с бензиновым аналогом той же мощности.
Экологические показатели двигателей Тринклера
Благодаря более полному сгоранию топлива выбросы сажи и оксидов азота у двигателей Тринклера ниже, чем у типичного карбюраторного или дизельного двигателя того же рабочего объема.
При этом содержание оксидов углерода и углеводородов также остается в пределах норм, соответствующих экологическим стандартам Евро-4 и Евро-5 без применения дополнительных систем нейтрализации отработавших газов.
Дальнейшее повышение КПД
Существуют резервы для дальнейшего повышения КПД цикла Тринклера за счет:
- Увеличения степеней сжатия;
- Применения наддува;
- Использования альтернативных видов топлива (газ, водород);
- Гибридизации с электродвигателями.
По экспертным прогнозам, реализация этих мер может обеспечить прирост КПД цикла Тринклера на уровне 15-20%.
Перспективы развития двигателей Тринклера
Несмотря на 100-летнюю историю, потенциал цикла Тринклера до конца не раскрыт. Он остается актуальной энергоэффективной альтернативой традиционным поршневым ДВС.
Основные перспективы связаны с созданием гибридных силовых установок для транспорта и стационарных энергообъектов нового поколения.