На Марсе обнаружена «скала-зебра», которая не похожа ни на что из того, что когда-либо видели

59 лет назад, 15 июля 1965 года космический аппарат Mariner 4 передал на Землю первые изображения Марса. На зернистых, не очень четких снимках весь мир увидел ландшафт четвертой планеты от Солнца, которая всегда была окутана завесой тайны. Загадочные темные пятна на ее поверхности со сложным рельефом и многочисленными впадинами порождали предположения о существовании инопланетной цивилизации. До полета "Маринера-4" представления о Марсе во многом основывались только на фантазиях и домыслах, однако космический аппарат развеял все мифы, показав Красную планету во всей красе – безжизненную, покрытую кратерами пустыню.

Разрушение мифов

Первым человеком, который наблюдал в 1610 году Марс через телескоп, стал знаменитый итальянский астроном Галилео Галилей. До 50-х годов прошлого века многие предполагали, что планета, названная в честь древнеримского бога войны, может оказаться обитаемой, а видимые темные пятна на ней интерпретировались как некие каналы, указывающие на наличие развитой цивилизации.

Британский астроном Патрик Мур в своей книге 1956 года "Путеводитель по Марсу" писал: "Нет причин полагать, что низшие формы растительности могут не существовать на Марсе, и есть множество доказательств, что они существуют". Тем не менее "Маринер 4" навсегда изменил это утверждение, а его снимки окончательно разрушили миф о Марсе как о "второй Земле".

Покорение Марса

В 1962 году NASA запустило новую программу с бюджетом в 554 миллиона долларов для исследования планет Солнечной системы – Марса, Венеры и Меркурия. Mariner 4, запущенный 2 года спустя с мыса Канаверал во Флориде, стал первым космическим аппаратом, успешно покорившим Красную планету.

После 228 дней полета, преодолев 325 миллионов миль (523 036 800 километров), он приблизился к Марсу на расстояние 9,8 километра и сделал 22 фотографии всего одного процента его поверхности.

Непригодная для жизни планета

К удивлению ученых, вместо ландшафта, похожего на Землю, они увидели мертвую, покрытую кратерами поверхность, напоминающую Луну. Доктор Брюс Беттс, главный ученый Планетарного общества, отметил, что Mariner 4 доказал, что марсианская среда "очень враждебна для жизни". Космический аппарат отметил низкие температуры, разреженную атмосферу и отсутствие магнитного поля, что делает Марс уязвимым для вредного излучения.

После своего полета вокруг планеты "Маринер 4" продолжал поддерживать связь с Землей и передавать данные о марсианской среде еще несколько лет, прежде чем выйти из строя в конце 1967 года.

Поиски свидетельств жизни

По словам профессора Дэниела Бейлисса, доцента физического факультета Уорикского университета, для ученых не стало большим сюрпризом, что Марс был признан непригодной к жизни планетой. "Но это, безусловно, ответило на извечный вопрос о том, какой на самом деле была его поверхность", – сказал он.

С тех пор, как "Маринер 4" развеял мифы о современной марсианской цивилизации, исследователи из НАСА сосредоточились на поиске свидетельств прошлой жизни планеты и следов микроорганизмов, которые не мог обнаружить ни один космический аппарат. Они уверены, что только одноклеточные организмы могли бы выжить в таких экстремальных условиях.

Гигантские запасы льда

Кстати, ученые предположили, что на Марсе, который выглядит с Земли коричнево-красным пятном, примерно два миллиарда лет назад была вода. Согласно новым данным, полученным от автоматической межпланетной станции Mars Express, здесь обнаружены значительные запасы льда толщиной более трех километров. И если его растопить, то вода покроет всю поверхность планеты, и этого будет достаточно, чтобы заполнить Красное море на Земле.

Эксперты предполагают, что для таяния льда может потребоваться масштабная операция по бурению, когда американские астронавты высадятся на Марсе. И эту жидкость потенциально можно будет использовать для питья или выращивания сельскохозяйственных культур.

Камень с полосатой расцветкой

Летом 2024 года марсоход Perseverance, ищущий древние породы, которые могли бы дать представление о ранней истории Красной планеты, стал взбираться по крутому склону, ведущему к краю кратера Езеро. Космический аппарат двигался по ничем не примечательной местности бывшего водоема, когда ученые НАСА заметили уникальную 20-сантиметровую черно-белую скалу. Получившая название Фрея Кастл, она явно выделялась на красноватом фоне марсианского ландшафта. Ученые предполагают, что необычная полосатая расцветка, напоминающая окрас зебры, – результат метаморфических процессов, связанных с вулканической активностью Марса.

Возможно, Perseverance, который продолжает свое путешествие по загадочной Красной планете, поможет нам лучше понять ее историю.

Новые открытия не за горами

По мнению ученых, на Марсе происходили кардинальные изменения в составе пород под воздействием очень высоких температур и большого давления. А метаморфизм (процесс преобразования горных пород внутри литосферы) делал их более плотными и компактными, а также приводил к образованию новых минералов благодаря реакции с жидкостями, которые проникали в породы.

Однако ученые до сих пор точно не уверены, что это за "скала-зебра", которая не похожа ни на что из того, что когда-либо они видели, и откуда она взялась. "Поскольку образование представляет собой камень, явно отличающийся от остальной породы, он, вероятно, прибыл сюда откуда-то еще", - заявили в НАСА.

Кстати, космический аппарат также обнаружил и другие необычные находки – светлый валун возле кратера Маунт-Уошберн и пятнистый "леопардовый" камень, который может содержать подсказки о том, какой была жизнь на Марсе миллиарды лет назад.

В NASA уверены, что это признаки грядущих захватывающих открытий, которые в скором времени потрясут человечество.

Несмотря на то что Марс – это планета, представляющая собой холодную, пыльную и безжизненную пустыню, она все равно привлекает внимание ученых, которые уже обнаружили каньоны и даже следы древних вулканов. Научное сообщество продолжает исследовать таинственную местность, посылая туда роботов.

И кто знает, может быть, однажды люди действительно своими глазами увидят загадочную "скалу-зебру", кратеры круглой формы и ледники, скрытые под песками безжизненной красной пустыни.

А как вы думаете, какие открытия нас еще ждут в будущем?