Правописание корней "стел" и "стил": правила и примеры

В данной статье подробно рассматривается правило правописания чередующихся корней стел-/стил-. Приводятся конкретные примеры, исключения из правил, а также упражнения для закрепления материала.

Формулировка правила

Правописание корней стел-/стил- зависит от наличия или отсутствия после корня суффикса -А-:

  • Корень стел- пишется, если после корня нет суффикса -А- (стелить, застелить)
  • Корень стил- пишется перед суффиксом -А- (стилать, расстилается)

Это же правило распространяется на корни с чередованием гласных Е/И: бер-/бир-, пер-/пир-, тер-/тир-, жег-/жиг- и др.

Учительница объясняет правило чередования корней по учебнику

Примеры

Рассмотрим конкретные примеры применения данного правила на практике:

  1. Стелить ковер на пол.
  2. Мать застелила постель чистым бельем.
  3. Девочка расстилает скатерть на стол.
  4. Старик опирается на палку при ходьбе.
  5. Листья устилали землю.

Как видно из примеров, в словах стелить, застелить пишется корень стел-, так как нет суффикса -А-, а в словах расстилает, устилали употребляется корень стил-, поскольку присутствует суффикс -А-.

Страница учебника с таблицами правила чередования корней

Тренировочные упражнения

Для закрепления правила предлагаются следующие упражнения. Запишите слова, раскрывая скобки:

  1. Расст(е/и)лать ковер
  2. Подст(е/и)лить сено
  3. (За/на)стелить постель

Выполнив эти упражнения, можно убедиться, что правило правописания корней стел-/стил- усвоено.

Методика обучения правилу

Для эффективного усвоения данного правила учащимися рекомендуется использовать следующие методические приемы:

  1. Анализ однокоренных слов. На начальном этапе полезно подбирать к словам с корнем стел- однокоренные слова стилать, подстилка, расстилать и сравнивать их написание.
  2. Сопоставление слов с чередованием и без чередования гласных. Например: стелить - стилать, стереть - стирать. Это помогает наглядно увидеть связь между наличием суффикса -А- и выбором гласной.
  3. Использование опорных схем и таблиц. Мнемотехника облегчает запоминание правила. Например:
    Если нет А — пиши Е
    Если есть А — пиши И
  4. Подбор примеров к правилу. Помогает закрепить теорию на практике.
  5. Специальные упражнения и диктанты. Необходимы для выработки прочного орфографического навыка.

Родственные правила

Правописанию корней стел-/стил- подчиняется целый ряд других чередующихся корней с гласными Е/И. Рассмотрим некоторые из них.

В корнях с чередованием Е/И пишется И перед суффиксом -А- и Е в остальных случаях. Например:

  • собирать — соберу
  • вытереть — вытирать
  • замерзнуть — замираю

Развитие навыка

Для выработки прочных орфографических навыков рекомендуется:

  1. Регулярно выполнять тренировочные упражнения.
  2. Использовать словари и справочники для самопроверки.
  3. Писать диктанты и изложения, обращая внимание на слова с изучаемыми орфограммами.
  4. Анализировать и исправлять свои ошибки.

При регулярных тренировках правило усваивается прочно и надолго.

Значение правила для формирования грамотности

Усвоение данного правила важно не только для грамотного написания отдельных слов. Оно способствует:

  • Развитию орфографической зоркости при работе с текстом.
  • Умению анализировать морфемный состав слова.
  • Формированию осознанного подхода к выбору написания.
  • Расширению словарного запаса за счет однокоренных слов.
  • Пониманию единообразия системы правил русского языка.

Таким образом, усвоение данного правила в комплексе развивает все аспекты грамотного, безошибочного письма. Это крайне важно для формирования функциональной грамотности.

Перспективы дальнейшего изучения темы

Несмотря на многолетнюю историю существования, тема правописания чередующихся корней не теряет актуальности и имеет перспективы дальнейшего изучения, например:

  • Разработка новых эффективных методик обучения данному правилу.
  • Углубленное исследование причин возникновения типичных ошибок.

Таким образом, несмотря на кажущуюся простоту, тема правописания корней стел-/стил- требует постоянного внимания исследователей.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество