Рэнкинг - это... Что означает термин и зачем он нужен

Рэнкинги сегодня повсеместно используются в самых разных сферах - от бизнеса до спорта. Но далеко не каждый понимает, что же это такое на самом деле и зачем они нужны.

Что такое рэнкинг и как он устроен

Итак, рэнкинг - это упорядоченный по определенным критериям список объектов, чаще всего это компании, страны, университеты, спортсмены и т.д. Главное отличие от близкого понятия рейтинга в том, что рейтинг подразумевает оценку объектов по какой-либо шкале, а рэнкинг просто выстраивает их в определенной последовательности по выбранным параметрам.

К примеру, можно построить рэнкинг банков по размеру чистых активов. Мы не даем какой-либо оценки надежности банков при этом, просто выстраиваем их в порядке убывания этого показателя. И каждый читатель уже сам для себя может решить, какой из банков ему выбрать исходя из места в рэнкинге.

Как же устроен рэнкинг? Это всегда таблица с двумя обязательными компонентами:

  • список анализируемых объектов (организаций, людей и т.д.)
  • набор параметров, по которым эти объекты ранжируются

Параметры для ранжирования могут быть абсолютно разными в зависимости от предметной области. Это могут быть как чисто числовые данные (оборот компании, количество сотрудников), так и оценки в баллах тех или иных характеристик объекта.

Формирование рэнкинга обычно включает такие этапы:

  1. Определение объектов для анализа
  2. Выбор набора параметров ранжирования
  3. Сбор числовых данных по этим параметрам
  4. Расчет итоговых значений для каждого объекта
  5. Сортировка объектов по убыванию/возрастанию параметров

Рассмотрим на примере, как может выглядеть типичный рэнкинг банков. В качестве объектов здесь выступают сами банки. Параметры для сравнения их позиций могут быть такими:

  • Чистые активы
  • Кредитный портфель
  • Прибыль
  • Количество отделений

По каждому из этих параметров составляется свой рейтинг. То есть один и тот же банк может занимать разные места в зависимости от выбранного критерия оценки. Из такого набора частных рэнкингов читатель видит всестороннюю картину и может сам решить, какой из них для него наиболее важен при выборе банка.

Городской пейзаж с рэнкингами компаний

Типы и виды рэнкингов

По сфере применения различают такие основные типы рэнкингов:

  • Экономические рэнкинги - для оценки и сравнения компаний, банков по финансовым и другим бизнес-параметрам
  • Образовательные рэнкинги - для оценки и сравнения учебных заведений по уровню знаний, условиям обучения, научной деятельности
  • Медицинские рэнкинги - для оценки и сравнения клиник, больниц, врачей по показателям эффективности лечения, техническому оснащению
  • Спортивные рэнкинги - для оценки и сравнения индивидуальных спортсменов и команд по результатам выступлений

Также встречается большое количество разных частных рэнкингов по разным тематикам и направлениям - производство товаров, книги, музыка, уровень зарплат и так далее.

Давайте рассмотрим несколько конкретных примеров известных рэнкингов в разных областях.

Рэнкинг больниц и клиник Германии от еженедельника Focus составляется на основе опросов тысяч врачей и медработников по всей стране. В анкете они оценивают лечебные учреждения по 5 параметрам в баллах от 1 до 5. В итоговом списке можно видеть, какая конкретная больница занимает лидирующие места по таким критериям как уровень оснащения, компетентность персонала, диагностика.

Еще одним примером может служить международный рэнкинг университетов Times Higher Education. Он оценивает вузы со всего мира по 13 параметрам, которые объединены в 5 групп. Среди них - качество преподавания, уровень научных исследований, количество цитирования публикаций в авторитетных журналах, доход от производственной деятельности.

И конечно же очень популярны различные спортивные рэнкинги, как по командным видам спорта, так и по индивидуальным. Например рэнкинг бомбардиров чемпионата России по футболу имеет всего один сравниваемый параметр - количество забитых голов за сезон. Это позволяет легко ранжировать футболистов по этому важному для нападающих показателю.

Таким образом, рэнкинги применяются для объективного сравнения объектов по числовым параметрам в любых сферах, где есть потребность в их ранжировании.

Зачем нужны рэнкинги

Итак, мы разобрались, что собой представляют рэнкинги и как они устроены. Но возникает резонный вопрос - а зачем они вообще нужны? Чем полезен этот подход к структуризации и анализу данных?

Основная польза рэнкингов заключается в следующем:

  • Позволяют объективно и наглядно сравнивать аналогичные объекты (компании, товары) по разным параметрам
  • Дают дополнительную информацию для принятия взвешенных решений
  • Выявляют текущие тренды и тенденции в конкретной области

Рассмотрим подробнее, кому и для чего необходимы рэнкинги.

Мобильное приложение с рэнкингом банков

Польза рэнкингов для бизнеса

Бизнес активно использует рэнкинги в самых различных целях:

  • Отслеживание позиций конкурентов
  • Анализ сильных и слабых сторон своего предприятия
  • Поиск перспективных партнеров и поставщиков

Зная место своей компании в тех или иных рэнкингах, можно выстраивать эффективные бизнес-стратегии, оптимально распределять ресурсы, находить новые возможности для развития.

Польза рэнкингов для потребителей

А вот обычным потребителям рэнкинги помогают в первую очередь с выбором товаров и услуг. К примеру, выбирая клинику для лечения по рэнкингу лучших медучреждений своего города, можно с большой долей вероятности рассчитывать на высокие результаты.

Какие выводы можно сделать из рэнкингов

Итак, какую именно информацию мы можем почерпнуть, глядя на тот или иной рэнкинг?

  • Как объект соотносится с другими аналогичными объектами по выбранному параметру
  • Какие позиции он занимает в динамике - растут или падают
  • За счет чего объект добивается лидирующих или отстающих позиций - какие факторы на это влияют

Например, если мы видим, что компания в рэнкинге 500 крупнейших по выручке растет из года в год, значит она наращивает клиентскую базу и увеличивает продажи. А по рэнкингу рентабельности находится на средних позициях - производственные и другие издержки относительно выручки растут.

То есть рэнкинги дают материал для анализа сильных и слабых сторон, понимания причинно-следственных связей.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.