Загадочные гадания в канун Крещения - традиция, уходящая корнями в языческую старину. Мистика, окутывающая эти обряды, всегда вдохновляла писателей. Но зачем авторы упоминают гадания в самом начале произведений? Давайте разберемся.
Таинственная атмосфера Крещенских гаданий
Крещенские гадания издревле считались особенными - в эту ночь как будто пробуждались потусторонние силы и можно было узнать что-то о своей судьбе. Девушки и женщины собирались вместе, чтобы провести разные обряды.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали: Сняв с ноги, бросали, Счетным курицу зерном.
Как видим в балладе "Светлана", одним из распространенных гаданий было бросание башмачка через голову. В зависимости от того, как башмак падал и в какую сторону был направлен носок, делались предсказания о замужестве. Также популярны были гадания с зеркалом, воском, свечами.
- Гадание на ромашке "любит - не любит";
- Гадание с зеркалом и свечами;
- Расплавление воска и гадание по застывшим фигуркам.
Все эти приметы и обряды создавали особую, таинственную атмосферу. Неспроста многие писатели включали мотив гадания в свои произведения, особенно если речь шла о судьбоносных событиях в жизни героев.
Зачем авторы начинают с гаданий?
Итак, зачем же авторы помещают описание гаданий в самое начало своих произведений?
- Это позволяет быстро создать нужную атмосферу загадочности, мистики. Читатель сразу погружается в соответствующий настрой.
- Гадания - хороший повод ближе познакомить читателя с персонажами, их переживаниями и чаяниями.
- Упоминание традиций и обычаев эпохи позволяет автору ввести необходимый историко-культурный контекст.
- Иногда гадания выполняют роль своеобразного пророчества, предвосхищая дальнейшее развитие событий в произведении.
Например, в балладе “Светлана” гадания не только задают мистический тон повествования, но и отражают внутреннее состояние героини, ее тревоги по поводу жениха. А дальше мы видим, как сбывается ее загадочный сон.
Таким образом, упоминание гаданий в начале произведения - распространенный литературный прием, который использовали многие авторы. Он позволяет эффективно создать нужную атмосферу, представить персонажей и намекнуть на дальнейшее развитие сюжета.
Примеры из русской классики
Давайте посмотрим, как использовали мотив гаданий в крещенский вечерок классики русской литературы.
- А.С. Пушкин в поэме "Евгений Онегин" так описывал обычаи той поры:
Собранье пестрое толпится. Музыки грохочет блеск, Толпою дамы носятся, И милым стреляют в них.
Здесь речь тоже идет о гаданиях в канун Крещения на балах и светских раутах.
Как почему автор начинает ее описания гаданий крещенский вечерок?
Другой пример - поэма Н.В. Гоголя "Мертвые души", где тоже есть упоминание о гаданиях в крещенские святки:
прибегали к гаданью, для открытия судьбы своей на девичьей скамейке слуги.
Здесь этот мотив используется для создания атмосферы и знакомства с нравами того времени.
Почему начинает ее описания гаданий крещенский вечерок?
В романе Лермонтова “Герой нашего времени” тоже встречается упоминание гаданий:
Впрочем, может быть, вы не знаете, что у нас есть свои ведьмы, которые ворожат на святках и знают каждого сроду-племени.
Здесь этот мотив используется автором, чтобы подчеркнуть суеверность и романтические настроения эпохи.
Итак, мы видим, что многие классики русской литературы использовали мотив гаданий в крещенские святки для создания атмосферы, знакомства с героями и эпохой. Этот прием до сих пор остается популярным и привлекает внимание читателей.