Контрольно-оценочные средства: эффективный инструмент педагогического контроля

Эффективные контрольно-оценочные средства (КОС) - ключ к качественному образованию. Они позволяют объективно оценивать знания и компетенции обучающихся, отслеживать динамику развития, корректировать процесс обучения. Разберемся, что такое КОС, как их разработать и использовать с максимальной пользой.

Сущность и структура контрольно-оценочных средств

КОС - это комплект методических и контрольных материалов для оценки знаний, умений и освоенных компетенций обучающихся. КОС входят в состав учебно-методических комплексов дисциплин и профессиональных модулей.

Основные функции КОС:

  • Контроль и оценка результатов обучения на соответствие требованиям ФГОС
  • Обеспечение соответствия результатов обучения целям образовательной программы
  • Поддержание мотивации обучающихся

КОС включают следующие структурные элементы:

  1. Перечень знаний, умений, практического опыта и компетенций с указанием этапов их формирования
  2. Описание показателей и критериев оценивания
  3. Типовые задания для оценки освоения модуля или дисциплины
  4. Методические материалы для организации процедуры оценивания

Не стоит путать КОС с такими понятиями как ФОС (фонды оценочных средств) и КИМ (контрольно-измерительные материалы):

  • ФОС - это банки оценочных средств по всем дисциплинам и модулям образовательной программы
  • КИМ - измерительные материалы для госэкзаменов (ЕГЭ, ОГЭ)

Разработка КОС в образовательных организациях регламентируется следующими документами:

  • ФГОС СПО по специальностям
  • Примерные образовательные программы
  • Рабочие программы дисциплин и профессиональных модулей

Рассмотрим примерную структуру КОС по конкретной дисциплине:

1. Паспорт КОС - область применения, объект оценки
2. Результаты обучения и показатели оценки - перечень знаний, умений и компетенций
3. Типовые задания для оценки - задания текущего контроля и промежуточной аттестации
4. Контрольно-измерительные материалы - варианты заданий, эталоны ответов, инструкции по оцениванию
Учебный класс для разработки тестов

Методика разработки КОС

Контрольно оценочные средства для дисциплины или модуля целесообразно разрабатывать в следующей последовательности:

  1. Определить конечные результаты обучения в соответствии с ФГОС и рабочей программой
  2. Выбрать адекватные формы и методы оценивания
  3. Установить однозначные критерии и показатели оценки для каждого результата обучения
  4. Разработать и систематизировать оценочные средства, сгруппировав по видам заданий
  5. Подготовить документы для организации процедуры оценивания

Для оценки теоретических знаний могут использоваться такие формы контроля как тестирование, контрольная работа, экзамен. Для оценки практических умений подходят лабораторные и практические задания, проекты, деловые игры и т.д.

Критерии оценки устанавливают требования к показателям оценки результатов обучения. Например, по критерию "Полнота выполнения задания" могут быть показатели: выполнил всю работу, часть работы, не выполнил работу.

Оценочные средства должны содержать задания, направленные на оценку компетенций и практического опыта. Такие задания должны максимально приближать обучающихся к реальным профессиональным ситуациям.

Рассмотрим этапы разработки заданий разных типов, а также соответствующих инструкций и критериев оценки.

Разработка заданий разных типов

Для оценки знаний могут использоваться следующие типы заданий:

  • Задания с выбором ответа (одиночный или множественный выбор)
  • Задания с кратким ответом (ввод слова, цифры или последовательности символов)
  • Задания с развернутым ответом (написание мини-сочинения, формулы, описания и т.д.)

Для оценки умений разрабатываются практические задания, например:

  • Решение ситуационной задачи
  • Анализ производственной ситуации
  • Выполнение лабораторной работы
  • Разработка и защита проекта
Занятия на университетском кампусе

Разработка инструкций и критериев оценки

Для каждого оценочного средства должна быть подготовлена инструкция, определяющая процедуру и условия выполнения задания. В инструкции указывается:

  • Цель задания
  • Требования и порядок выполнения
  • Исходные данные и оборудование
  • Формы отчетности
  • Критерии оценки

На основе разработанных критериев создаются формы (ведомости, листы и т.д.) для фиксирования показателей оценки при выполнении обучающимися заданий.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.