Эффективные контрольно-оценочные средства (КОС) - ключ к качественному образованию. Они позволяют объективно оценивать знания и компетенции обучающихся, отслеживать динамику развития, корректировать процесс обучения. Разберемся, что такое КОС, как их разработать и использовать с максимальной пользой.
Сущность и структура контрольно-оценочных средств
КОС - это комплект методических и контрольных материалов для оценки знаний, умений и освоенных компетенций обучающихся. КОС входят в состав учебно-методических комплексов дисциплин и профессиональных модулей.
Основные функции КОС:
- Контроль и оценка результатов обучения на соответствие требованиям ФГОС
- Обеспечение соответствия результатов обучения целям образовательной программы
- Поддержание мотивации обучающихся
КОС включают следующие структурные элементы:
- Перечень знаний, умений, практического опыта и компетенций с указанием этапов их формирования
- Описание показателей и критериев оценивания
- Типовые задания для оценки освоения модуля или дисциплины
- Методические материалы для организации процедуры оценивания
Не стоит путать КОС с такими понятиями как ФОС (фонды оценочных средств) и КИМ (контрольно-измерительные материалы):
- ФОС - это банки оценочных средств по всем дисциплинам и модулям образовательной программы
- КИМ - измерительные материалы для госэкзаменов (ЕГЭ, ОГЭ)
Разработка КОС в образовательных организациях регламентируется следующими документами:
- ФГОС СПО по специальностям
- Примерные образовательные программы
- Рабочие программы дисциплин и профессиональных модулей
Рассмотрим примерную структуру КОС по конкретной дисциплине:
1. Паспорт КОС | - область применения, объект оценки |
2. Результаты обучения и показатели оценки | - перечень знаний, умений и компетенций |
3. Типовые задания для оценки | - задания текущего контроля и промежуточной аттестации |
4. Контрольно-измерительные материалы | - варианты заданий, эталоны ответов, инструкции по оцениванию |
Методика разработки КОС
Контрольно оценочные средства
для дисциплины или модуля целесообразно разрабатывать в следующей последовательности:
- Определить конечные результаты обучения в соответствии с ФГОС и рабочей программой
- Выбрать адекватные формы и методы оценивания
- Установить однозначные критерии и показатели оценки для каждого результата обучения
- Разработать и систематизировать оценочные средства, сгруппировав по видам заданий
- Подготовить документы для организации процедуры оценивания
Для оценки теоретических знаний могут использоваться такие формы контроля как тестирование, контрольная работа, экзамен. Для оценки практических умений подходят лабораторные и практические задания, проекты, деловые игры и т.д.
Критерии оценки устанавливают требования к показателям оценки результатов обучения. Например, по критерию "Полнота выполнения задания" могут быть показатели: выполнил всю работу, часть работы, не выполнил работу.
Оценочные средства должны содержать задания, направленные на оценку компетенций и практического опыта. Такие задания должны максимально приближать обучающихся к реальным профессиональным ситуациям.
Рассмотрим этапы разработки заданий разных типов, а также соответствующих инструкций и критериев оценки.
Разработка заданий разных типов
Для оценки знаний могут использоваться следующие типы заданий:
- Задания с выбором ответа (одиночный или множественный выбор)
- Задания с кратким ответом (ввод слова, цифры или последовательности символов)
- Задания с развернутым ответом (написание мини-сочинения, формулы, описания и т.д.)
Для оценки умений разрабатываются практические задания, например:
- Решение ситуационной задачи
- Анализ производственной ситуации
- Выполнение лабораторной работы
- Разработка и защита проекта
Разработка инструкций и критериев оценки
Для каждого оценочного средства должна быть подготовлена инструкция, определяющая процедуру и условия выполнения задания. В инструкции указывается:
- Цель задания
- Требования и порядок выполнения
- Исходные данные и оборудование
- Формы отчетности
- Критерии оценки
На основе разработанных критериев создаются формы (ведомости, листы и т.д.) для фиксирования показателей оценки при выполнении обучающимися заданий.