Чередование гласных в корнях слов - распространенное явление в русском языке. Особенно интересно рассмотреть на примере таких корней, как "дер" и "дир". В данной статье мы подробно разберем правила написания этих корней, приведем множество примеров слов с чередованием гласных и дадим практические советы, как легко определить нужную букву. Читайте и навсегда запомните сложные случаи!
Общее правило чередования дер/дир
Общее правило чередования гласных е/и в корнях дер/дир таково: если после корня следует суффикс -а-, то пишется буква и, в остальных случаях - е.
Например:
- раздира́ть – раздеру́
- поддира́ться – поддеру́сь
То есть при наличии в слове суффикса -а- (раздира́ть) в корне пишется буква и. А в словах без суффикса -а-, где корень выступает в чистом виде, пишется буква е (раздеру́).
Группы корней с чередованием дер/дир
Помимо дер/дир к этой группе относятся следующие корни:
бер/бир | пер/пир |
мер/мир | тер/тир |
Например: собирать – соберу, отпирать – отпереть.
Объяснение правила
Данное правило связано с историческими изменениями в языке. Корни с чередованием гласных е/и восходят к старославянскому языку. Со временем произошли фонетические изменения, в результате которых в современном русском языке возникло чередование гласных.
Примеры слов
Рассмотрим несколько примеров применения общего правила на практике:
- поддержать – поддержка (корень держ, суффикса -а- нет, пишем е).
- вздирать – вздира́ние (корень дир, есть суффикс -а-, пишем и).
- содра́ть – содра́ть (нет суффикса -а-, пишем е).
Помните: наличие суффикса -а- = пишем и, отсутствие суффикса -а- = пишем е.
Поделитесь в комментариях своими примерами применения этого правила!
Исключения
К сожалению, в русском языке существует много исключений из правил. Рассмотрим основные случаи, которые не подчиняются общему правилу чередования е/и в корнях дер/дир.
Слово "сочетание"
Самым известным исключением является слово "сочетание". Несмотря на наличие суффикса -ани-, в корне пишется буква е, а не и по правилу.
Заимствованные слова
Правило чередования е/и не распространяется на заимствованные слова, такие как "дировать", "директор", "директива" и другие. В заимствованиях сохраняется исконное написание корня.
Корень "вед"
В глаголах, образованных от корня "вед" (от слова "вести"), пишется е даже при наличии суффикса -а-. Например, "предводитель", "выведывать" и т.д.
Глаголы движения
В глаголах движения, таких как "въехать", "подъехать", "заехать" и др. тоже пишется е, что является исключением из общего правила.
Разговорные формы
В разговорных и просторечных формах некоторых глаголов пишется е вопреки правилу. Например: "уехать", "наехать", "поехать" вместо "уихать", "наихать", "поихать".
Запоминание правила
Чтобы легче запомнить сложные случаи чередования гласных, можно использовать различные мнемонические приемы.
Обучающие игры
Эффективный способ закрепления правила - обучающие онлайн-игры или тесты. Например, можно использовать тренажер с примерами слов, где нужно выбирать правильную букву. Такие игры помогают выработать автоматизм применения правила на практике.
Тренировочные упражнения
Полезно выполнять специальные упражнения на данную орфограмму. Это могут быть примеры с пропущенными буквами, которые нужно заполнить. Или слова, разделенные для переноса, чтобы правильно выбрать гласную при переносе.
Прием рифмовок и ассоциаций
Хорошо помогают стихи, рифмовки и различные словесные ассоциации. Например: "С суффиксом -ара пиши всегда и, это словно имя Ира". Или представить образ разрывающей бумагу белки (раздирать).
Правило перевернутой пирамиды
Можно использовать прием перевернутой пирамиды - сначала запомнить суть правила коротко, а затем добавлять детали и нюансы. Это позволит лучше структурировать информацию в голове.
Поиск примеров из жизни
Еще один хороший способ - подбирать примеры слов с нужной орфограммой из реальной жизни, текстов песен, названий фильмов и так далее. Это создаст больше ассоциаций для запоминания.
Поиск примеров из жизни
Еще один хороший способ - подбирать примеры слов с нужной орфограммой из реальной жизни, текстов песен, названий фильмов и так далее. Это создаст больше ассоциаций для запоминания.
Применение правила
После того как правило запомнено, важно научиться применять его на практике. Рассмотрим несколько упражнений.
Анализ слов в контексте
Полезно брать тексты, например новостные статьи, и выделять там слова с изучаемой орфограммой. Проанализировать окружение слова, его морфемный состав и на этом примере объяснить выбор нужной буквы.
Составление словосочетаний и предложений
Можно составлять различные словосочетания и предложения со словами на данную орфограмму. Например, "заядлый наездник едет на скаковой лошади", "придирчивый критик придирается к мелким деталям" и т.д.
Редактирование текста
Взять текст с ошибками, найти слова с чередующимися гласными в корне и исправить ошибки. Это поможет закрепить навык нахождения нужной буквы.
6. Роль правила для грамотности
Знание данного правила важно не только для грамотного написания слов, но и для общего развития речи.