Отношение двух чисел: объяснение и примеры для школьников

Что такое отношение двух чисел? Давайте разберем это понятие на простых примерах. Поймите, как вычислять отношение и где оно применяется. Научитесь решать задачи с использованием отношений.

Определение отношения двух чисел

Отношением двух чисел называют их частное. Например, отношение числа 75 к числу 25 можно записать так:

75:25 или 75/25

Здесь 75 - предыдущий член отношения, 25 - последующий член. Отношение показывает, во сколько раз первое число больше второго или какую часть первое число составляет от второго.

Вид сверху на пшеничное поле, разделенное на участки прямоугольной формы

Свойства отношения:

  • Если числа умножить или разделить на одно и то же ненулевое число, то отношение не изменится.
  • Отношение однородных величин (длин, масс, стоимостей и др.), выраженных в одних единицах, есть число.

Например, отношение массы переплета книги 50 г к массе книги 1000 г равно 0,05 или 5%.

Масса книги 1000 г
Масса переплета 50 г

То есть масса переплета составляет 5% от массы книги.

Что показывает отношение

Давайте разберем еще один числовой пример:

Длина доски равна 5 м.
Отрезали кусок длиной 2 м. Найти отношение длины отрезанного куска к длине всей доски.

Решение: Отношение = Длина куска / Длина доски = 2 м / 5 м = 2/5 = 0,4 или 40%

Полученное отношение 0,4 показывает, что отрезанный кусок составляет 40% от длины всей доски.

Процентное отношение двух чисел

Часто приходится сравнивать числа в процентах. Процентным отношением двух чисел называют отношение первого числа ко второму, выраженное в процентах.

Правило. Чтобы найти процентное отношение, нужно одно число разделить на другое и умножить на 100%.

Например, вычислим, какую долю составляет число 52 от числа 400:

52 / 400 × 100% = 13%

То есть число 52 составляет 13% от числа 400.

Где применяется процентное отношение

Процентные отношения часто встречаются в задачах, когда нужно определить:

  • на сколько процентов число больше или меньше другого числа;
  • какую долю (процент) одно число составляет от другого.

Например, выполнение плана на 125%, снижение цены на 20%, доля импортных товаров на прилавке магазина и т.д.

Задачи на процентное отношение

Рассмотрим задачу:

Завод должен был произвести за месяц 1200 деталей. Фактически завод изготовил 2300 деталей. На сколько процентов завод перевыполнил план?

Решение: 1) План завода (1200 деталей) принимаем за 100%. 2) Находим процентное отношение фактического выпуска (2300) к плану (1200) по правилу:

2300 / 1200 × 100% = 191,7%

3) На сколько процентов перевыполнен план: 191,7% - 100% = 91,7%

Ответ: план перевыполнен на 91,7%.

Нахождение числа по его процентам

Рассмотрим еще один тип задач, связанных с процентами - это нахождение числа по известным его процентам. Например:

В 700 кг сои содержится 20% масла. Сколько масла в этом количестве сои?

Для решения таких задач удобно использовать способ приведения к единице. Поясним на данном примере:

  1. 700 кг сои принимаем за условную единицу, т.е. за 100%.
  2. 20% от этого количества будет составлять масло.
  3. Строим пропорцию: 100% : 20% = 700 кг : х кг
  4. Решаем пропорцию: х = 700 * 0,2 = 140 кг

Получаем, что в 700 кг сои содержится 140 кг масла.

Другой подход к решению

Можно найти число по процентам и по-другому - через дробное число, эквивалентное процентам. Например, 20% = 0,2.

Тогда задачу можно решить так:

  1. 20% = 0,2
  2. Искомое число (масло) составляет 0,2 от 700 кг сои
  3. Находим: 700 * 0,2 = 140 кг

Еще одна задача на проценты

Из хлопка-сырца получают 24% волокна по массе. Сколько надо взять хлопка-сырца, чтобы получить 480 кг волокна?

Решение 1. Принимаем 480 кг волокна за 24%. Тогда 100% будет хлопок-сырец.

Строим пропорцию: 24% : 100% = 480 кг : x кг. Получаем x = 2000 кг.

Решение 2. 24% = 0,24 (дробь). Делим массу волокна на эту дробь: 480 кг : 0,24 = 2000 кг.

Ответ: нужно взять 2000 кг хлопка-сырца.

Рассмотрим примеры задач на применение отношений чисел из школьного курса математики.

Задача 1

Длина прямоугольного садового участка равна 100 м, а его площадь 1000 м2. Найдите отношение длины участка к его ширине.

Решение. Из условия находим:

  • Длина участка = 100 м
  • Площадь S = 100 * x (где x - ширина)
  • Подставляя значение S = 1000 м2, получаем: 100 * x = 1000
  • Отсюда x = 1000 / 100 = 10 м

Искомое отношение длины к ширине равно: 100 / 10 = 10.

Ответ: 10.

Задача 2

В классе 30% мальчиков. Сколько мальчиков в классе, если всего в нем 25 учеников?

Решение. По условию задачи:

  • Всего учеников - 25 человек (принимаем за 100%)
  • 30% от этого числа составляют мальчики

Строим пропорцию: 100% : 30% = 25 чел : x чел

Решаем: x = 25 * 0,3 = 7,5 = 8 человек

Ответ: в классе 8 мальчиков.

Задача 3

В сплаве содержится 20% меди и 40% алюминия. Остальная часть - никель. Определите процентное содержание никеля в сплаве.

Решение. Поскольку в сплаве указаны процентные содержания всех компонентов, то их сумма должна быть равна 100%. Запишем это условие:

  • Медь - 20%
  • Алюминий - 40%
  • Никель - х% (неизвестно)

Составим уравнение:

20% + 40% + х% = 100%

Решая его, находим: х = 100% - 20% - 40% = 40%

Ответ: в сплаве содержится 40% никеля.

Учитель у доски

Задача 4

Велосипедист проехал 60 км, что составляет 30% всей запланированной дистанции. Какова протяженность всего маршрута велосипедиста?

Решение. По условию:

  • Пройденный путь - 60 км (это 30% от всей дистанции)
  • Обозначим всю дистанцию за x км

Строим и решаем пропорцию:

30% : 100% = 60 км : x км

x = 60 * 100 / 30 = 200 (км)

Ответ: 200 км.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.