Анализ посещенного урока: цели, задачи, особенности

Контроль качества образования в школах невозможен без регулярного посещения и анализа уроков администрацией. Но как грамотно это делать?

Цели посещения уроков школьным руководством

Директора и их заместители посещают уроки с разными целями:

  • контроль качества образования и выполнения учебных программ;
  • выявление сильных и слабых сторон конкретных педагогов;
  • обобщение и распространение передового педагогического опыта;
  • оказание методической помощи молодым учителям;
  • мониторинг исполнения учебных программ и планов.

Таким образом, посещение и анализ уроков - это важная часть внутришкольного контроля, позволяющая выявлять проблемы и оперативно на них реагировать.

Основные типы посещений уроков

Существует несколько разновидностей посещений уроков школьной администрацией:

  1. Выборочное - директор или завуч неожиданно заходят на урок, чтобы увидеть естественную работу учителя и класса.
  2. Тематическое - посещение уроков одного учителя по определенной теме для оценки методики преподавания.
  3. Параллельное - одновременное посещение аналогичных по тематике уроков в параллельных классах.
  4. Комплексное - присутствие в одном классе в течение всего учебного дня.
  5. Целевое - приглашение эксперта-предметника для углубленной оценки методики преподавания.

Каждый из этих типов посещений позволяет решать свои задачи внутришкольного контроля. Их оптимальное сочетание дает объективную картину об уровне обучения в классах.

Подготовка к анализу урока

Перед посещением уроков администрация должна тщательно подготовиться:

  • изучить классные журналы, чтобы понимать общий уровень класса;
  • определить, какая тема сейчас изучается;
  • выбрать форму анализа - журнал наблюдений, устное обсуждение и т.д.

Такая подготовка позволяет более качественно проанализировать увиденное на уроке.

Например, завуч начальной школы перед посещением знакомится с журналом 2 "Б" класса. Она видит, что на прошлых уроках математики у детей возникали сложности с решением задач в 2 действия. А сегодня как раз запланирована такая тема. Значит, при анализе урока особое внимание нужно уделить тому, как учитель организует отработку этого навыка.
Учительница проверяет тетради

Структура анализа анализ посещенного урока

Полноценный анализ урока включает в себя следующие элементы:

  1. Самоанализ урока учителем.
  2. Оценка достижения цели урока.
  3. Выделение положительных моментов урока.
  4. Указание недостатков, проблем.
  5. Рекомендации и советы учителю.

Такая структура позволяет всесторонне проанализировать анализ посещенного урока и наметить пути развития для педагога.

Плюсы урока Интересные находки в изложении материала, высокая активность учеников, хорошая дисциплина
Проблемные зоны Недостаточное количество заданий дифферентного уровня, слабый контроль усвоения материала

Вот пример выделения сильных и слабых сторон на основе анализ посещенного урока.

Образец анализа урока в начальной школе

Рассмотрим конкретный образец анализа посещенного урока в начальной школе. В журнал наблюдений заносятся следующие позиции:

  • Ход урока, действия учителя и учеников.
  • Сильные стороны работы учителя на данном уроке.
  • Проблемные моменты, над которыми необходимо работать.

Такая форма фиксации позволяет детально разобрать все этапы урока.

Рекомендации при проведении анализа

При анализе посещенного урока важно:

  • Учитывать индивидуальные особенности и опыт педагога.
  • Опираться на сильные стороны учителя.
  • Поощрять творческий подход.
  • Оценивать обоснованность выбора методик.

Такой подход позволит сформулировать объективные и конструктивные рекомендации.

Фиксация результатов анализа

Результаты анализа посещенного урока можно фиксировать в виде:

  • Записей в журнале посещений.
  • Устного обсуждения с педагогом.
  • Письменного отчета или справки по итогам анализа.

Повторные посещения уроков

Для отслеживания динамики развития навыков педагогов необходимо:

  • Планировать повторные посещения через 1-2 месяца.
  • Анализировать, какие рекомендации были учтены, какие нет.
  • При необходимости корректировать рекомендации.

Такой мониторинг позволяет оказывать непрерывную методическую поддержку.

Анализ урока русского языка

Рассмотрим особенности анализа урока русского языка. В данном случае важно обратить внимание на:

  • Наличие этапа актуализации имеющихся знаний.
  • Объяснение нового материала с опорой на примеры.
  • Наличие этапа первичного закрепления.
  • Организацию работы по отработке орфографических и пунктуационных навыков.

Анализируя урок русского языка, важно понимать специфику этого предмета и оценивать реализацию всех необходимых этапов усвоения материала.

Особенности анализа урока английского языка

При анализе урока английского языка обращают внимание на:

  • Соотношение языковой практики учителя и учеников.
  • Наличие этапа речевой зарядки в начале урока.
  • Использование аудио- и видеоматериалов.
  • Организацию парной и групповой работы.

Важно понимать специфику обучения иностранному языку и учитывать это при анализе посещенного урока английского языка.

Выявление причин проблем

Если при анализе выявляются систематические проблемы в проведении уроков, необходимо разобраться в возможных причинах:

  • Недостаточная квалификация учителя.
  • Психологические трудности у педагога.
  • Проблемы с дисциплиной в классе.
  • Слабая мотивация учеников.

Только понимание истинных причин позволит найти верное решение.

Ученики в коридоре школы

Мотивация учителей к самосовершенствованию

Для того, чтобы рекомендации по итогам анализа уроков реализовывались, важно мотивировать учителей к самосовершенствованию. Этого можно добиться с помощью:

  • Донесения рекомендаций в корректной форме, без насмешек и оскорблений.
  • Демонстрации заинтересованности администрации в профессиональном росте каждого педагога.
  • Поощрения инициативы и желания экспериментировать на уроках.
  • Предоставления возможностей для повышения квалификации.

При таком подходе учителя будут воспринимать анализ как помощь, а не критику.

Взаимопосещение уроков педагогами

Полезной практикой является организация взаимопосещения уроков самими педагогами. Это позволяет:

  • Обмениваться профессиональным опытом в неформальной обстановке.
  • Перенимать интересные находки коллег.
  • Обсуждать актуальные проблемы преподавания.
  • Мотивировать на самосовершенствование.

Психологический климат в коллективе

Для эффективности анализа уроков важно создать в школе атмосферу взаимного уважения и поддержки. Администрация должна:

  • Следить за предупреждением и разрешением конфликтов в коллективе.
  • Поощрять взаимопомощь и обмен опытом между коллегами.
  • Создать условия для неформального общения учителей.
  • Личным примером демонстрировать уважительное отношение ко всем сотрудникам.

Работа с родителями учеников

Для повышения эффективности обучения важно наладить взаимодействие школы с родителями учеников. В частности, по итогам анализа уроков администрация может:

  • Проводить тематические родительские собрания для обсуждения возникающих у детей проблем с усвоением материала.
  • Давать рекомендации родителям о том, как организовать помощь ребенку в освоении сложных тем.
  • Привлекать активных родителей к участию в учебном процессе (экскурсии, классные часы, внеклассные мероприятия).
  • Организовывать индивидуальные встречи родителей и учителей для согласования действий.

Материально-техническое оснащение уроков

В ходе анализа уроков важно также обращать внимание на уровень их материально-технического оснащения и при необходимости принимать меры по устранению выявленных недостатков:

  • Оснащение кабинетов современной техникой и наглядными пособиями.
  • Обновление библиотечного фонда учебной, методической и справочной литературы.
  • Пополнение медиатеки видео- и аудиоматериалами по предметам.
  • Обеспечение доступа педагогов и учеников к электронным образовательным ресурсам.

Для стимулирования профессионального роста на основе результатов анализа уроков можно использовать как моральные, так и материальные методы.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.