Контроль качества образования в школах невозможен без регулярного посещения и анализа уроков администрацией. Но как грамотно это делать?
Цели посещения уроков школьным руководством
Директора и их заместители посещают уроки с разными целями:
- контроль качества образования и выполнения учебных программ;
- выявление сильных и слабых сторон конкретных педагогов;
- обобщение и распространение передового педагогического опыта;
- оказание методической помощи молодым учителям;
- мониторинг исполнения учебных программ и планов.
Таким образом, посещение и анализ уроков - это важная часть внутришкольного контроля, позволяющая выявлять проблемы и оперативно на них реагировать.
Основные типы посещений уроков
Существует несколько разновидностей посещений уроков школьной администрацией:
- Выборочное - директор или завуч неожиданно заходят на урок, чтобы увидеть естественную работу учителя и класса.
- Тематическое - посещение уроков одного учителя по определенной теме для оценки методики преподавания.
- Параллельное - одновременное посещение аналогичных по тематике уроков в параллельных классах.
- Комплексное - присутствие в одном классе в течение всего учебного дня.
- Целевое - приглашение эксперта-предметника для углубленной оценки методики преподавания.
Каждый из этих типов посещений позволяет решать свои задачи внутришкольного контроля. Их оптимальное сочетание дает объективную картину об уровне обучения в классах.
Подготовка к анализу урока
Перед посещением уроков администрация должна тщательно подготовиться:
- изучить классные журналы, чтобы понимать общий уровень класса;
- определить, какая тема сейчас изучается;
- выбрать форму анализа - журнал наблюдений, устное обсуждение и т.д.
Такая подготовка позволяет более качественно проанализировать увиденное на уроке.
Например, завуч начальной школы перед посещением знакомится с журналом 2 "Б" класса. Она видит, что на прошлых уроках математики у детей возникали сложности с решением задач в 2 действия. А сегодня как раз запланирована такая тема. Значит, при анализе урока особое внимание нужно уделить тому, как учитель организует отработку этого навыка.
Структура анализа анализ посещенного урока
Полноценный анализ урока включает в себя следующие элементы:
- Самоанализ урока учителем.
- Оценка достижения цели урока.
- Выделение положительных моментов урока.
- Указание недостатков, проблем.
- Рекомендации и советы учителю.
Такая структура позволяет всесторонне проанализировать анализ посещенного урока и наметить пути развития для педагога.
Плюсы урока | Интересные находки в изложении материала, высокая активность учеников, хорошая дисциплина |
Проблемные зоны | Недостаточное количество заданий дифферентного уровня, слабый контроль усвоения материала |
Вот пример выделения сильных и слабых сторон на основе анализ посещенного урока.
Образец анализа урока в начальной школе
Рассмотрим конкретный образец анализа посещенного урока в начальной школе. В журнал наблюдений заносятся следующие позиции:
- Ход урока, действия учителя и учеников.
- Сильные стороны работы учителя на данном уроке.
- Проблемные моменты, над которыми необходимо работать.
Такая форма фиксации позволяет детально разобрать все этапы урока.
Рекомендации при проведении анализа
При анализе посещенного урока важно:
- Учитывать индивидуальные особенности и опыт педагога.
- Опираться на сильные стороны учителя.
- Поощрять творческий подход.
- Оценивать обоснованность выбора методик.
Такой подход позволит сформулировать объективные и конструктивные рекомендации.
Фиксация результатов анализа
Результаты анализа посещенного урока можно фиксировать в виде:
- Записей в журнале посещений.
- Устного обсуждения с педагогом.
- Письменного отчета или справки по итогам анализа.
Повторные посещения уроков
Для отслеживания динамики развития навыков педагогов необходимо:
- Планировать повторные посещения через 1-2 месяца.
- Анализировать, какие рекомендации были учтены, какие нет.
- При необходимости корректировать рекомендации.
Такой мониторинг позволяет оказывать непрерывную методическую поддержку.
Анализ урока русского языка
Рассмотрим особенности анализа урока русского языка. В данном случае важно обратить внимание на:
- Наличие этапа актуализации имеющихся знаний.
- Объяснение нового материала с опорой на примеры.
- Наличие этапа первичного закрепления.
- Организацию работы по отработке орфографических и пунктуационных навыков.
Анализируя урок русского языка, важно понимать специфику этого предмета и оценивать реализацию всех необходимых этапов усвоения материала.
Особенности анализа урока английского языка
При анализе урока английского языка обращают внимание на:
- Соотношение языковой практики учителя и учеников.
- Наличие этапа речевой зарядки в начале урока.
- Использование аудио- и видеоматериалов.
- Организацию парной и групповой работы.
Важно понимать специфику обучения иностранному языку и учитывать это при анализе посещенного урока английского языка.
Выявление причин проблем
Если при анализе выявляются систематические проблемы в проведении уроков, необходимо разобраться в возможных причинах:
- Недостаточная квалификация учителя.
- Психологические трудности у педагога.
- Проблемы с дисциплиной в классе.
- Слабая мотивация учеников.
Только понимание истинных причин позволит найти верное решение.
Мотивация учителей к самосовершенствованию
Для того, чтобы рекомендации по итогам анализа уроков реализовывались, важно мотивировать учителей к самосовершенствованию. Этого можно добиться с помощью:
- Донесения рекомендаций в корректной форме, без насмешек и оскорблений.
- Демонстрации заинтересованности администрации в профессиональном росте каждого педагога.
- Поощрения инициативы и желания экспериментировать на уроках.
- Предоставления возможностей для повышения квалификации.
При таком подходе учителя будут воспринимать анализ как помощь, а не критику.
Взаимопосещение уроков педагогами
Полезной практикой является организация взаимопосещения уроков самими педагогами. Это позволяет:
- Обмениваться профессиональным опытом в неформальной обстановке.
- Перенимать интересные находки коллег.
- Обсуждать актуальные проблемы преподавания.
- Мотивировать на самосовершенствование.
Психологический климат в коллективе
Для эффективности анализа уроков важно создать в школе атмосферу взаимного уважения и поддержки. Администрация должна:
- Следить за предупреждением и разрешением конфликтов в коллективе.
- Поощрять взаимопомощь и обмен опытом между коллегами.
- Создать условия для неформального общения учителей.
- Личным примером демонстрировать уважительное отношение ко всем сотрудникам.
Работа с родителями учеников
Для повышения эффективности обучения важно наладить взаимодействие школы с родителями учеников. В частности, по итогам анализа уроков администрация может:
- Проводить тематические родительские собрания для обсуждения возникающих у детей проблем с усвоением материала.
- Давать рекомендации родителям о том, как организовать помощь ребенку в освоении сложных тем.
- Привлекать активных родителей к участию в учебном процессе (экскурсии, классные часы, внеклассные мероприятия).
- Организовывать индивидуальные встречи родителей и учителей для согласования действий.
Материально-техническое оснащение уроков
В ходе анализа уроков важно также обращать внимание на уровень их материально-технического оснащения и при необходимости принимать меры по устранению выявленных недостатков:
- Оснащение кабинетов современной техникой и наглядными пособиями.
- Обновление библиотечного фонда учебной, методической и справочной литературы.
- Пополнение медиатеки видео- и аудиоматериалами по предметам.
- Обеспечение доступа педагогов и учеников к электронным образовательным ресурсам.
Для стимулирования профессионального роста на основе результатов анализа уроков можно использовать как моральные, так и материальные методы.