Краткая история возникновения рекламы: от первых объявлений до современных баннеров

Реклама известна человечеству уже не одно тысячелетие. От первобытных наскальных рисунков в пещерах до ярких неоновых вывесок и видеороликов в социальных сетях - реклама прошла долгий путь эволюции. Давайте проследим основные вехи в истории возникновения и развития этого уникального явления.

Гутенберг у печатного станка

Зарождение рекламы в глубокой древности

Как явление реклама возникла еще до нашей эры. Сохранились упоминания о том, что практически во всех древних государствах существовали способы оповещения населения о различных массовых мероприятиях и продвижения товаров и услуг.

Первые рекламоподобные сообщения появились еще в Древнем Египте. На папирусах и глиняных табличках писали объявления о продаже рабов, домашних животных, различных товаров. Надписи и рисунки использовали и в качестве вывесок - обозначали род деятельности ремесленника или торговца.

Одно из первых дошедших до нас "коммерческих" сообщений датируется примерно 1300 годом до н.э. Это надпись некоего Рино с Крита, предлагавшего свои услуги по толкованию сновидений.

В Древней Греции и Риме для оповещения о различных мероприятиях активно использовали глашатаев. Эдаких "живых рекламных агентов". Они ходили по улицам и зазывали прохожих на зрелища, расхваливая представления.

  • глашатаи работали при храмах, рынках, банях
  • должны были иметь громкий, приятный голос
  • использовали юмор, убеждение, "спам"

Торговцы также нанимали зазывал для привлечения покупателей в свои лавки. Часто это были настоящие актеры, умевшие увлекательно рекламировать товары.

Рождение печатной рекламы

Настоящий прорыв в истории возникновения рекламы произошел в XV веке после изобретения печатного станка Иоганном Гутенбергом. Полиграфия позволила быстро тиражировать листовки, газеты, афиши и другую печатную продукцию.

1472 год Первое печатное объявление в Англии о продаже молитвенников
1631 год Появление рекламы в первой французской газете по инициативе Теофраста Ренадо

К XVII веку реклама в Европе прочно вошла в газеты и журналы. Со временем объявления из сухих констатаций фактов превратились в мини-истории с завлекательными заголовками, картинками, рифмованными девизами.

В XIX веке вместе с промышленной революцией пришло понимание важности стимулирования сбыта для растущего массового производства товаров. Реклама становится все более профессиональной отраслью.

В 1890 году в Филадельфии открывается первое в мире рекламное агентство Ayer & Son. Оно разрабатывало для заказчиков рекламные слоганы, макеты, стратегии. Сотрудничало с крупными компаниями вроде British American Tobacco.

История развития рекламы в России

В нашей стране зарождение рекламы также относят к глубокой древности. Еще в Киевской Руси для привлечения покупателей использовали зазывал. Они громко расхваливали товары, призывая зайти в лавку.

Первая печатная реклама в России появилась в XVIII веке - в газетах публиковались небольшие объявления. Например, о продаже домашней утвари или аренде помещений.

В XIX веке в крупных городах начинают выходить специализированные рекламные издания вроде газеты "Торговля". А к концу века доходы от рекламы формируют значительную долю бюджета многих СМИ.

В Советском Союзе реклама также играла важную роль, хотя и подчинялась командно-административной системе. Особое внимание уделялось политической пропаганде через плакаты, лозунги, агитацию. Знамениты своими яркими и запоминающимися образами советские плакаты 1920-30-х годов, созданные художниками Кукрыниксами, Маяковским.

Семья смотрит телевизор

Рекламный бум времен НЭПа

Настоящий рекламный бум пережила Советская Россия во времена НЭПа в 1920-е годы. Были сняты ограничения на частнопредпринимательскую деятельность, появились коммерческая реклама, рекламные агентства. Улицы оживили неоновые вывески, пестрые плакаты, газетные объявления.

Одним из ярких создателей рекламы той поры был поэт Владимир Маяковский. Его остроумные, яркие слоганы и образы запоминались надолго. Например, реклама папирос "Шатен": "Курите Шатен - денег будет в шкатулке целая гора!".

"Скрытая реклама" в СССР

В довоенный период и особенно после Великой Отечественной войны коммерческая реклама в СССР практически исчезает. Остается пропаганда государственной идеологии и отдельных товаров.

  • Лозунг "Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!"
  • Плакаты вроде "Вперед к коммунизму!"

Хотя в кинофильмах, книгах под видом сюжетных линий часто встречалась такая себе "скрытая реклама". Разного рода пропаганда образа жизни и героев-передовиков.

Современная реклама в России

После распада СССР рекламный рынок страны стремительно коммерциализуется. Появляются современные рекламные и PR-агентства, которые активно продвигают частные компании и их продукцию.

Сегодня в России представлен весь спектр рекламных услуг - на ТВ, радио, в интернете, газетах, наружная реклама. По масштабам отрасль вплотную приближается к западным странам.

Правда остается актуальной проблема недобросовестной и "скрытой" рекламы. Когда под видом объективных новостей и статей продвигают товары и услуги.

Таким образом, мы видим, как реклама прошла долгий путь возникновения от примитивных письменных объявлений времен Древнего Египта и Рима до high-tech видеороликов онлайн. И эта история возникновения рекламы еще очень далека от завершения.

Появление рекламы на телевидении

Настоящим прорывом в истории развития рекламы стало изобретение телевидения в первой половине XX века. Теперь рекламные ролики могли транслироваться непосредственно в дома миллионов телезрителей.

Первый в мире телевизионный рекламный ролик вышел 1 июля 1941 года на американском телеканале NBC. Это был рекламный видеоряд для часов Bulova длительностью всего 10 секунд.

Появление интернет-рекламы

Еще одним важнейшим этапом стала эпоха интернета с 1990-х годов. Всемирная паутина предоставила принципиально новые возможности для продвижения товаров и услуг.

  • Контекстная реклама
  • Медийная реклама (баннеры)
  • Таргетированная реклама в социальных сетях

Интернет позволяет оперативно анализировать данные о предпочтениях аудитории и гибко адаптировать рекламные кампании под конкретных пользователей.

Спам как "обратная сторона" рекламы

У медали под названием "коммерческая реклама" есть и обратная сторона. Это так называемый спам - навязчивая нежелательная информация, рассылаемая без согласия аудитории.

Ярким примером спама являются СМС-рассылки на мобильные телефоны с предложениями купить всякий не нужный хлам. Либо всплывающие в интернете окна с рекламой.

Борьба со спамом - важная задача как для рекламного сообщества, так и для общества в целом. Во многих странах существует жесткое законодательство, запрещающее подобные "дикие" методы продвижения.

Новые форматы рекламы

Несмотря на солидный "возраст", реклама активно экспериментирует с новыми форматами. Сегодня можно говорить о таких интересных веяниях, как вирусный, партизанский маркетинг, разного рода флешмобы.

Цель - максимально нестандартно подать рекламное сообщение, чтобы заинтересовать аудиторию. Тут на помощь приходят социальные сети с их интерактивными возможностями.

Продакт-плейсмент как скрытая реклама

Одним из современных форматов скрытой рекламы является продакт-плейсмент (product placement). Суть его в том, что в кинофильмах, телепередачах, книгах мелькают определенные товары и бренды.

Зритель воспринимает их как естественную часть происходящего на экране и не осознает, что ему фактически внушается реклама. Причем за такое размещение компании платят немалые деньги.

Нейромаркетинг - реклама будущего?

Одно из перспективных направлений современной рекламы - нейромаркетинг. Это симбиоз маркетинга, нейробиологии и психологии. Изучаются подсознательные реакции мозга человека на те или иные стимулы.

Цель - выявить скрытые мотивы, которыми руководствуется потребитель при выборе товаров. И на этой основе создавать максимально эффективную рекламу, воздействующую на подсознание.

Реклама в виртуальной реальности

С развитием технологий дополненной реальности (AR) и виртуальной реальности (VR) появляются принципиально новые возможности для рекламы.

Очки или шлемы виртуальной реальности погружают человека в компьютерно-смоделированный мир, где объемные голограммы рекламы становятся частью окружающей обстановки.

Эксперты пророчат цифровой рекламе в виртуальных мирах большое будущее по мере распространения соответствующих гаджетов.

Этические проблемы современной рекламы

Несмотря на огромный технический прогресс, рекламная индустрия сталкивается и с этическими проблемами. Это касается вопросов манипулирования сознанием, навязывания ложных ценностей.

Особенно остро встает вопрос ответственности рекламы перед детьми и подростками - наиболее уязвимой для внушения аудиторией.

Решение подобных проблем - одна из приоритетных задач как для самих рекламистов, так и для общества.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.