“Сегодня ожидание успеха не настолько острое”: Евгений Цыганов о премьере “Мастера и Маргариты”, театре и таланте

Выход в прокат одного из самых ожидаемых фильмов года - "Мастера и Маргариты" - намечен на 25 января. Это новое осмысление бессмертного романа М. А. Булгакова. Картину снял Михаил Локшин, а главные роли в ней исполнили супруги Евгений Цыганов и Юлия Снигирь.

На фоне катаклизмов произведение воспринимается острее

Судя по рассказам о съемках различных версий "Мастера и Маргариты", они всегда были связаны с какими-то неординарными событиями, которые иногда воспринимаются как мистические. Лента Михаила Локшина не стала исключением. Так, в планах компании Universal был ее международный прокат. В качестве партнера экранизации был заявлен бренд Cartier, ее показ ожидался на зарубежных фестивалях. Однако планы изменились.

По мнению Евгения Цыганова, нынешняя ситуация в мире делает картину еще острее, потому что трагедии отдельных людей звучат намного убедительнее на фоне крушения старого мира. Артист заметил, что литературные произведения зритель воспринимает более внимательно во времена катаклизмов. Это он хорошо понимает, будучи театральным актером.

Влияют и личные потрясения

При этом речь необязательно идет о каких-то потрясениях мирового масштаба, катаклизмы могут происходить и на государственном, и на личном уровне. Например, гибель близкого человека может полностью изменить восприятие роли артистом, что, конечно, не может не отразиться на зрителях. Этот эффект многократно усиливается, когда боль общая.

Цыганов привел слова одной женщины-критика, которая, побывав недавно на спектакле, сказала, что она слышала биение сердца зала. Евгений жалеет, что в спокойные времена услышать его очень сложно, оно отчетливо слышно в действительно тревожные дни.

Авторы нашли нетривиальный ход

Артист отметил, что режиссеру со сценаристом Романом Кантором удалось найти нетривиальный ход, который позволяет не только экранизировать роман, но и создать собственное произведение. В картине изображен мир писателя, работающего над "Мастером и Маргаритой" и живущего в 1930 годы. Это время Цыганов называет "стройкой века".

Тогда как события, описываемы в романе, относятся к будущему уже построенного социализма. Режиссер объясняет это тем, что в то время, когда Булгаков создавал свой роман, трамваи на Патриарших прудах еще не ходили. Их только планировали там запустить.

Если же речь идет уже о социализме, воплощенном в жизнь, то там уже присутствует и Дворец Советов, и дирижабли, парящие в небе. Именно в эту эпоху Воланд и появляется в Москве, ему очень интересно, что же получилось в итоге.

Нужно было не переборщить с яркостью

Цыганов сообщил о непростой задаче, которая стояла перед командой - отыскать общую актерскую интонацию. Ведь такое культовое произведение, как "Мастер и Маргарита", уже предполагает яркие образы. Но при этом нельзя с этой яркостью переборщить, в противном случае будет этакий "актерский перепляс".

Как и любая другая сатира, произведения М. А. Булгакова являются для этого благодатной почвой. Насколько цельно это удалось сделать, Евгению судить трудно, так как фильм он еще не смотрел, да и самым объективным зрителем он себя не считает. Но лента в любом случае будет очень красивая, а станет она выдающейся или нет, покажет время.

Выход фильма, в котором снялся, уже чудо

Что же касается успеха картины у зрителей и у критиков, то Евгений Цыганов заявил, что с годами для него ожидание успеха картины, в которой он сыграл, уже несколько потеряло свою остроту.

Здесь он привел слова своего любимого учителя Петра Фоменко:

В нашем деле иногда предмет разговора важнее успеха.

Евгений уже сам факт выхода фильма воспринимает как чудо. А здесь все-таки сам Михаил Афанасьевич Булгаков. Ведь не к каждому актеру приходит такая удача - сняться в "Мастере и Маргарите".

Подход Локшина к работе - это редкость

Евгению Цыганову довелось первый раз работать с Михаилом Локшиным. Артист назвал его педантом и максималистом. Он очень въедлив в отношении даже мелких деталей. А еще он умеет слушать актеров и слышать их. В такой масштабной картине, как "Мастер и Маргарита", масса забот с лошадьми, дирижаблями, трамваями, с массовкой в двести человек, и тут уж не до актерских задач.

В связи с этим Локшин просил артистов прибывать на площадку накануне съемок, чтобы проговаривать все волнующие их вопросы и выстраивать мизансцены. Такой подход Евгений Цыганов назвал редкостью.

Театр - это живая ткань

Одна из самых известных цитат из "Мастера и Маргариты" гласит: "Рукописи не горят". Она говорит о бессмертии искусства. Евгений Цыганов, как и прежде, много играет в театре. На вопрос журналиста о том, может ли эта сфера, по мнению актера, претендовать на бессмертие, он ответил следующим образом.

Цыганов снова привел слова своего мастера Петра Фоменко.

Театр не умрет, как бы активно его ни хоронили.

Евгений считает, что в этом учитель понимал лучше, чем он. Театр замечателен тем, что это в первую очередь живая ткань. Это блеск глаз на сцене и в зрительном зале, это какой-то особенный ритуал. Все происходит здесь и сейчас, и все вместе получают некий опыт сопереживания, выходя после спектакля обновленными.

Хотя в кинематографе такое и возможно, в последнее время зритель не всегда смотрит фильм в кинотеатре. Поэтому основная ставка делается на то, чтобы привлечь внимание и удержать его. Цыганов признался, что он не держится за театр, но любит его. Он вырос в нем, понимает его и верит в то, что он является местом для творчества, для всего талантливого, честного.

О связи между талантом и честностью

Что касается связи между талантом и честностью, то Евгений считает, что степень талантливости зачастую часто напрямую не связана с позиций индивидуума. Это две разные категории, например, как дар и воспитание. Актеру доводилось встречать как талантливых идиотов, так и людей интеллигентных, которые не обладают, например, актерским талантом.

Если же иметь в виду живое и мертвое, то по-настоящему живого добиться довольно трудно, а растерять его просто. Но есть разница, когда человек искренне ошибается (Фоменко говорил об этом как об "энергии заблуждения") и когда он начинает врать и себе, и окружающим. И тогда можно в определенный момент окончательно потерять чувство правды.

Это особенно актуально для людей, выросших в условиях жесткой самоцензуры, к которым артист относит и себя. Когда актеры сами не знают, что можно, что нельзя, когда они себя сдерживают, являясь по сути проводниками определенных идей и мыслей, нередко вынуждены контролировать себя, так как честным быть страшно.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Вы планируете смотреть новую экранизацию "Мастера и Маргариты?"
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.