Проектная деятельность в школе сегодня — это не просто дань моде или требование ФГОС. Это мощнейший инструмент развития личности и ключевых навыков XXI века у детей. Давайте разберемся, как грамотно организовать проектную работу в школе, чтобы ребенок вырос креативным, целеустремленным и успешным.
История возникновения проектного метода в образовании
Идея проектного обучения зародилась в начале XX века одновременно в США и России. Ее основоположниками считаются американский педагог Джон Дьюи и российский педагог Станислав Теофилович Шацкий.
Дьюи видел цель образования не в передаче готовых знаний, а в развитии мышления и деятельности ребенка. Он считал, что традиционная школа отрывает обучение от реальных интересов и потребностей детей. В противовес этому Дьюи предложил метод проектов, который позволяет ученикам самостоятельно искать решение значимой для них проблемы.
"Вместо того чтобы сообщить ученику готовые истины, лучше помочь ему добыть эти истины самому" - Джон Дьюи
Параллельно в России педагог С.Т. Шацкий в 1905 году организовал опытную станцию по народному образованию, где также активно применял проектные методы. Ученики станции занимались сельским хозяйством, метеорологией, этнографией. Результаты своих наблюдений и исследований они оформляли в виде проектов.
После революции идеи проектного обучения продвигала и поддерживала Надежда Константиновна Крупская. Она видела в этом методе возможность приобщить детей к активной общественно-полезной деятельности.
Однако в 30-е годы XX века проектная деятельность в советских школах сошла на нет. Ее обвинили в излишнем увлечении практикой в ущерб теории. Вернуть метод проектов в школу удалось только в конце прошлого века.
Роль проектов в современном образовании
Сегодня проектное обучение - неотъемлемая часть российского образования. С 2009 года ФГОС обязывает школы включать проектную и исследовательскую деятельность в учебный процесс.
Чем же так ценен метод проектов для современной школы?
- Развивает креативность и критическое мышление
- Учит работать в команде и эффективно общаться
- Приучает к самостоятельности и ответственности
- Дает возможность применить знания на практике
- Помогает найти индивидуальный подход к каждому ребенку
В процессе работы над проектом школьники учатся ставить цели, планировать свою деятельность, применять знания из разных предметов для решения конкретных задач.
В отличие от традиционных форм обучения, проект позволяет каждому ребенку проявить свои сильные стороны и способности. А поощрение инициативы и креативности - залог успешной самореализации личности в будущем.
проектная деятельность в школе
Основные виды проектов в школе
Существует множество классификаций школьных проектов. Рассмотрим наиболее распространенные виды.
По доминирующей деятельности
-
Исследовательские проекты
Нацелены на решение исследовательской задачи. Предполагают обоснование актуальности темы, определение целей и задач, выдвижение гипотез, описание инструментария и результатов исследования.
-
Творческие проекты
Подразумевают максимально свободный и нетрадиционный подход. Цель - создание творческого продукта (фильма, спектакля, книги, веб-сайта и т.п.)
-
Ролевые проекты
Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.
-
Информационные проекты
Направлены на поиск, анализ и представление информации о каком-либо объекте, явлении. Формой представления результатов обычно является печатный или электронный информационный продукт (газета, журнал, веб-сайт).
Этапы работы над проектом
Рассмотрим последовательность действий при выполнении проекта.
-
Выбор темы и постановка цели
Очень важный этап, поскольку от него зависит успех всего проекта. Тема должна быть интересна ребенку, а цель - конкретной и достижимой.
-
Сбор информации
На этом этапе идет активный поиск материала по теме проекта в литературе, интернете, в ходе интервью и экспериментов.
-
Анализ и обобщение
Собранная информация структурируется, анализируется, делаются необходимые обобщения и выводы.
-
Оформление результатов
На основе обработанной информации создается продукт проекта - макет, видео, сайт, стенгазета и т.д.
-
Подготовка к защите
На этом этапе разрабатывается презентация проекта, составляется доклад, готовятся ответы на возможные вопросы.
-
Защита проекта
Авторы проекта представляют результаты работы, демонстрируют продукт, отвечают на вопросы.
Рассмотрев последовательность работы над проектом, можно легче организовать эту деятельность и избежать типичных ошибок. В следующих разделах планирую дать конкретные рекомендации участникам процесса.
Рекомендации по организации проектной деятельности
Для успешной реализации проектного метода в школе нужно учесть ряд важных моментов.
Советы по выбору темы проекта
Тема должна:
- Быть интересной и значимой для ребенка
- Соответствовать возрасту и базовым знаниям школьника
- Предполагать самостоятельный поиск информации
- Иметь практическую направленность
Алгоритм работы над проектом для ученика
- Вместе с учителем выбрать тему и цель проекта
- Составить план работы с указанием сроков
- Подобрать необходимые источники информации
- Изучить информацию и сделать выводы
- Создать продукт проекта в соответствии с целью
- Подготовить доклад и презентацию к защите
Роль учителя в проектной деятельности
Учитель выступает как координатор, консультант и наставник. Он помогает:
- Выбрать тему и цель проекта
- Составить план работы
- Найти необходимые ресурсы
- Контролировать соблюдение сроков
Вовлечение родителей
Родители могут:
- Помочь с выбором интересной темы
- Оказать помощь в поиске информации
- Консультировать по оформлению проекта
- Мотивировать и поддерживать ребенка
Критерии оценки проектов
При защите рекомендуется оценивать:
- Содержание и глубину проработки темы
- Качество оформления продукта проекта
- Презентационные навыки докладчика
- Умение отвечать на вопросы по теме