Валютный контроль - важный инструмент регулирования экономики. Как изменились его формы за последние годы? Какие тенденции прослеживаются в этой сфере? Узнайте в нашей статье.
Понятие валютного контроля
Валютный контроль - это деятельность государства по сбору информации о проводимых валютных операциях и обеспечению соблюдения требований валютного законодательства их участниками.
Основными целями валютного контроля являются:
- соблюдение валютного законодательства при проведении валютных операций;
- поддержание стабильности курса национальной валюты;
- обеспечение сбалансированности платежного баланса страны.
Основой правового регулирования в этой сфере является Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ. Также применяется ряд подзаконных актов - инструкций Банка России, приказов ФНС, ФТС и др.
К субъектам валютного контроля относятся:
- Центральный банк РФ;
- Федеральная налоговая служба;
- Федеральная таможенная служба;
- уполномоченные банки.
Основные формы валютного контроля
Существуют различные классификации форм валютного контроля.
По этапу проведения контроля выделяют:
- предварительный контроль;
- текущий контроль;
- последующий контроль.
В зависимости от субъекта контроля различают:
- банковский контроль;
- контроль ФНС;
- таможенный контроль.
Формы валютного контроля также классифицируют по ряду других критериев, в том числе в зависимости от объекта контроля.
Банковский контроль
Одной из основных форм валютного контроля является контроль, осуществляемый уполномоченными банками.
На предварительном этапе банки могут предоставлять консультации по правилам валютных операций, требованиям к договорам и необходимым документам.
Текущий контроль заключается в мониторинге расчетов по внешнеторговым контрактам - поступления выручки, возврата авансов, кредитов и т.п.
При последующем контроле банки предоставляют информацию о валютных операциях клиентов в ЦБ, ФНС, правоохранительные органы.
С 2018 года произошли существенные изменения банковского валютного контроля. В частности, отменено требование оформления паспортов сделок, введена обязательная регистрация контрактов в банках.
Контроль ФНС
ФНС также обладает определенными полномочиями в сфере валютного контроля согласно НК РФ.
В частности, налоговые органы имеют право истребовать:
- документы по валютным операциям у банков;
- информацию о движении средств по валютным счетам у налогоплательщиков;
- данные таможенных деклараций у ФТС.
С 2019 года налогоплательщики обязаны подавать в налоговые органы отчеты о движении средств по счетам за рубежом. Также усилено информационное взаимодействие ФНС с банками.
В ближайшие годы возможно дальнейшее расширение полномочий налоговых органов в сфере валютного контроля.
Однако пока основная роль в осуществлении текущего валютного контроля по-прежнему принадлежит банкам.
Субъект контроля | Доля выявленных нарушений в 2022 г., % |
Банки | 68 |
ФНС | 12 |
Таможенные органы | 20 |
Таможенный контроль
Таможенные органы осуществляют контроль валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.
Таможенный контроль включает следующие этапы:
- проверка таможенной декларации;
- сопоставление таможенных данных с банковскими;
- выявление расхождений и признаков нарушений;
- информирование ЦБ и других контрольных органов.
В 2017-2022 годах механизмы взаимодействия ФТС и уполномоченных банков были существенно усовершенствованы. Реализуются планы по внедрению автоматического информационного обмена.
Таким образом, современная система валютного контроля включает различные, взаимодополняющие формы. Контроль со стороны банков, ФНС, ФТС и ЦБ РФ позволяет комплексно отслеживать валютные операции участников ВЭД.
Эволюция паспорта сделки
До 2018 года при проведении внешнеторговых операций с суммой свыше определенного лимита требовалось оформление паспорта сделки. Этот документ содержал основные условия контракта и использовался для контроля расчетов с нерезидентами.
Порядок оформления паспорта сделки регулировался Инструкцией ЦБ РФ No 138-И. Для открытия паспорта необходимо было предоставить в банк ряд документов, в том числе контракт, GR-форму, справку о подтверждающих документах.
Однако начиная с 1 марта 2018 года оформление паспортов сделок было отменено. Вместо этого введена обязательная регистрация внешнеторговых контрактов непосредственно в уполномоченных банках.
Изменение правил репатриации валютной выручки
Еще одним важным нововведением последних лет стало реформирование правил возврата денежных средств из-за рубежа.
Ранее при экспорте товаров срок репатриации валютной выручки не должен был превышать 90 дней. При нарушении этого срока компании грозили крупные штрафы.
Однако в 2022 году данное положение было скорректировано. Теперь конкретный срок возврата средств определяется условиями внешнеторгового контракта.
Упрощение процедур для экспортеров
В последние годы был принят ряд мер по либерализации валютного контроля в отношении экспортеров.
В частности, были сняты требования по репатриации валютной выручки для сельхозпроизводителей, ИТ-компаний, а также при экспорте несырьевых неэнергетических товаров.
Однако некоторые эксперты прогнозируют ужесточение правил в будущем в связи с экономической ситуацией.
Отмена уголовной ответственности за нарушения
Значимым шагом стала отмена в 2022 году уголовной ответственности за нарушение правил валютного контроля.
Ранее статья 193 УК РФ предусматривала для граждан и организаций наказание вплоть до лишения свободы за незаконные валютные операции.
Однако в новых условиях применяется только административная ответственность в виде штрафов. Возможен ли возврат к уголовному преследованию за нарушения в будущем - покажет время.
Цифровизация валютного контроля
В последние годы активно внедряются цифровые технологии в сфере валютного контроля.
Если ранее применялись в основном "бумажные" формы отчетности и документооборота, то теперь все больше используются электронный документооборот, онлайн-сервисы для участников ВЭД, автоматизированный обмен данными.
Цифровизация позволяет повысить оперативность контроля, снизить издержки бизнеса. Однако есть и риски кибератак, утечек данных, сбоев программного обеспечения.
Международное сотрудничество
Важным направлением развития валютного контроля является расширение международного сотрудничества с финансовыми регуляторами других стран.
Уже реализуются соглашения с рядом государств об обмене информацией о трансграничных операциях, вскрытии схем уклонения от налогов и отмывания преступных доходов.
Ожидается дальнейшее углубление интеграции России в мировую систему противодействия финансовым преступлениям.
Вызовы и риски дальнейшего реформирования
Несмотря на общую тенденцию либерализации, дальнейшее реформирование валютного контроля сопряжено с рядом вызовов.
Эксперты отмечают риски резких колебаний курса рубля, оттока капитала, роста злоупотреблений в условиях ослабления контроля.
Чтобы их минимизировать, изменения должны быть постепенными, на основе анализа эффективности предыдущих мер.
Возможные направления развития в будущем
Среди возможных направлений эволюции валютного контроля в РФ можно выделить дальнейшую цифровизацию, интеграцию с мировыми системами, развитие механизмов внутреннего контроля в организациях.
Предполагается и дальнейшая либерализация правил валютных операций. Однако масштаб и темпы реформ будут зависеть от глобальных экономических факторов.
Усиление внутреннего контроля в организациях
Помимо государственных мер, в последние годы уделяется повышенное внимание развитию систем внутреннего контроля в организациях.
Компании, активно работающие с валютными операциями, создают специальные подразделения, разрабатывают регламенты и процедуры, направленные на минимизацию нарушений и финансовых рисков.
Такая практика способствует не только повышению эффективности бизнеса, но и улучшению качества государственного регулирования после обратной связи от компаний.
Переход от обязательных требований к рекомендациям
Характерной тенденцией мировой практики регулирования является снижение доли жестких обязательных норм и расширение применения рекомендательных актов, кодексов лучших практик для участников финансового рынка.
Возможно, и российское законодательство о валютном контроле будет двигаться в этом направлении, предоставляя бóльшую свободу действий бизнесу при сохранении основ защиты экономических интересов страны.
Разграничение полномочий между контрольными органами
Еще одной тенденцией является более четкое разграничение функций и зон ответственности между субъектами валютного контроля.
Это позволит сократить дублирование контрольных мероприятий, повысить качество регулирования за счет специализации каждого органа.
Гармонизация российских и международных правил
Немаловажное значение имеет постепенное приведение российских норм о валютных операциях в соответствие с международными стандартами.
Это облегчит ведение трансграничного бизнеса для отечественных компаний, стимулирует приток инвестиций в Россию, упростит интеграцию в мировые экономические процессы.
Повышение квалификации кадров в сфере валютного контроля
Эффективность системы валютного контроля во многом определяется квалификацией кадров, задействованных в этой сфере.
Как в государственных контрольных органах, так и в коммерческих организациях требуются компетентные специалисты, разбирающиеся в тонкостях валютного законодательства и практике его применения.
Поэтому в перспективе следует ожидать расширения возможностей дополнительного образования, повышения квалификации в этой области, совершенствования образовательных стандартов и программ подготовки финансовых специалистов.
Создание системы мониторинга эффективности валютного контроля
Для оценки результативности происходящих изменений необходимо формирование системы показателей, статистики нарушений, отслеживания динамики объемов и структуры валютных операций.
Аккумулируя эти данные, можно будет анализировать, насколько те или иные нововведения в законодательстве дают планируемый эффект, а где требуется корректировка подходов.
Развитие сервисов для участников валютного рынка
Немаловажную роль играет совершенствование информационно-консультационных сервисов для всех субъектов валютных правоотношений.
Это могут быть расширенные базы вопросов-ответов о валютном контроле, горячие линии, системы онлайн-консультирования, цифровые помощники по совершению валютных операций без нарушений и другие полезные инструменты.
Повышение финансовой грамотности населения
Наряду с мерами в отношении профессиональных участников валютного рынка важно повышение уровня финансовой грамотности рядовых граждан.
Многие россияне также совершают валютные операции - получают переводы из-за границы, покупают валюту для поездок, инвестируют в иностранные активы. И здесь важно их информирование о правилах валютного законодательства в доступной форме.
Либерализация операций для физических лиц
В перспективе возможно некоторое смягчение валютных ограничений и в отношении граждан - например, отмена уведомительного порядка при проведении ряда операций, снятие лимитов на зачисления на счета или наличные расчеты.
Однако масштабы либерализации будут зависеть от ситуации с курсом рубля и макроэкономической конъюнктурой.
Увеличение штрафов за нарушения физлицами
При этом нельзя исключать и постепенного ужесточения санкций за нарушение валютных правил рядовыми гражданами.
Это может выражаться в увеличении размеров штрафов, расширении составов правонарушений в КоАП РФ, введении уголовной ответственности за злостные и масштабные нарушения.
Рост трансграничных операций граждан
В целом, в среднесрочной и долгосрочной перспективе можно ожидать значительного расширения масштабов трансграничных финансовых операций, совершаемых физическими лицами - как в положительном плане (перевод доходов, покупки зарубежной недвижимости), так и в негативном (уклонение от налогов, отток капитала).
Это потребует адекватной реакции как с точки зрения либерализации валютного законодательства, так и в части противодействия злоупотреблениям.