Формы валютного контроля: эволюция и перспективы

Валютный контроль - важный инструмент регулирования экономики. Как изменились его формы за последние годы? Какие тенденции прослеживаются в этой сфере? Узнайте в нашей статье.

Понятие валютного контроля

Валютный контроль - это деятельность государства по сбору информации о проводимых валютных операциях и обеспечению соблюдения требований валютного законодательства их участниками.

Основными целями валютного контроля являются:

  • соблюдение валютного законодательства при проведении валютных операций;
  • поддержание стабильности курса национальной валюты;
  • обеспечение сбалансированности платежного баланса страны.

Основой правового регулирования в этой сфере является Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ. Также применяется ряд подзаконных актов - инструкций Банка России, приказов ФНС, ФТС и др.

К субъектам валютного контроля относятся:

  1. Центральный банк РФ;
  2. Федеральная налоговая служба;
  3. Федеральная таможенная служба;
  4. уполномоченные банки.

Основные формы валютного контроля

Существуют различные классификации форм валютного контроля.

По этапу проведения контроля выделяют:

  • предварительный контроль;
  • текущий контроль;
  • последующий контроль.

В зависимости от субъекта контроля различают:

  • банковский контроль;
  • контроль ФНС;
  • таможенный контроль.

Формы валютного контроля также классифицируют по ряду других критериев, в том числе в зависимости от объекта контроля.

Мужчина в костюме, работающий с бумагами и расчетами за офисным столом

Банковский контроль

Одной из основных форм валютного контроля является контроль, осуществляемый уполномоченными банками.

На предварительном этапе банки могут предоставлять консультации по правилам валютных операций, требованиям к договорам и необходимым документам.

Текущий контроль заключается в мониторинге расчетов по внешнеторговым контрактам - поступления выручки, возврата авансов, кредитов и т.п.

При последующем контроле банки предоставляют информацию о валютных операциях клиентов в ЦБ, ФНС, правоохранительные органы.

С 2018 года произошли существенные изменения банковского валютного контроля. В частности, отменено требование оформления паспортов сделок, введена обязательная регистрация контрактов в банках.

Контроль ФНС

ФНС также обладает определенными полномочиями в сфере валютного контроля согласно НК РФ.

В частности, налоговые органы имеют право истребовать:

  • документы по валютным операциям у банков;
  • информацию о движении средств по валютным счетам у налогоплательщиков;
  • данные таможенных деклараций у ФТС.

С 2019 года налогоплательщики обязаны подавать в налоговые органы отчеты о движении средств по счетам за рубежом. Также усилено информационное взаимодействие ФНС с банками.

В ближайшие годы возможно дальнейшее расширение полномочий налоговых органов в сфере валютного контроля.

Однако пока основная роль в осуществлении текущего валютного контроля по-прежнему принадлежит банкам.

Субъект контроля Доля выявленных нарушений в 2022 г., %
Банки 68
ФНС 12
Таможенные органы 20

Таможенный контроль

Таможенные органы осуществляют контроль валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.

Таможенный контроль включает следующие этапы:

  1. проверка таможенной декларации;
  2. сопоставление таможенных данных с банковскими;
  3. выявление расхождений и признаков нарушений;
  4. информирование ЦБ и других контрольных органов.

В 2017-2022 годах механизмы взаимодействия ФТС и уполномоченных банков были существенно усовершенствованы. Реализуются планы по внедрению автоматического информационного обмена.

Таким образом, современная система валютного контроля включает различные, взаимодополняющие формы. Контроль со стороны банков, ФНС, ФТС и ЦБ РФ позволяет комплексно отслеживать валютные операции участников ВЭД.

Эволюция паспорта сделки

До 2018 года при проведении внешнеторговых операций с суммой свыше определенного лимита требовалось оформление паспорта сделки. Этот документ содержал основные условия контракта и использовался для контроля расчетов с нерезидентами.

Порядок оформления паспорта сделки регулировался Инструкцией ЦБ РФ No 138-И. Для открытия паспорта необходимо было предоставить в банк ряд документов, в том числе контракт, GR-форму, справку о подтверждающих документах.

Однако начиная с 1 марта 2018 года оформление паспортов сделок было отменено. Вместо этого введена обязательная регистрация внешнеторговых контрактов непосредственно в уполномоченных банках.

Изменение правил репатриации валютной выручки

Еще одним важным нововведением последних лет стало реформирование правил возврата денежных средств из-за рубежа.

Ранее при экспорте товаров срок репатриации валютной выручки не должен был превышать 90 дней. При нарушении этого срока компании грозили крупные штрафы.

Однако в 2022 году данное положение было скорректировано. Теперь конкретный срок возврата средств определяется условиями внешнеторгового контракта.

Упрощение процедур для экспортеров

В последние годы был принят ряд мер по либерализации валютного контроля в отношении экспортеров.

В частности, были сняты требования по репатриации валютной выручки для сельхозпроизводителей, ИТ-компаний, а также при экспорте несырьевых неэнергетических товаров.

Однако некоторые эксперты прогнозируют ужесточение правил в будущем в связи с экономической ситуацией.

Отмена уголовной ответственности за нарушения

Значимым шагом стала отмена в 2022 году уголовной ответственности за нарушение правил валютного контроля.

Ранее статья 193 УК РФ предусматривала для граждан и организаций наказание вплоть до лишения свободы за незаконные валютные операции.

Однако в новых условиях применяется только административная ответственность в виде штрафов. Возможен ли возврат к уголовному преследованию за нарушения в будущем - покажет время.

Офис с компьютерами и интерактивной 3D-картой международных валютных операций

Цифровизация валютного контроля

В последние годы активно внедряются цифровые технологии в сфере валютного контроля.

Если ранее применялись в основном "бумажные" формы отчетности и документооборота, то теперь все больше используются электронный документооборот, онлайн-сервисы для участников ВЭД, автоматизированный обмен данными.

Цифровизация позволяет повысить оперативность контроля, снизить издержки бизнеса. Однако есть и риски кибератак, утечек данных, сбоев программного обеспечения.

Международное сотрудничество

Важным направлением развития валютного контроля является расширение международного сотрудничества с финансовыми регуляторами других стран.

Уже реализуются соглашения с рядом государств об обмене информацией о трансграничных операциях, вскрытии схем уклонения от налогов и отмывания преступных доходов.

Ожидается дальнейшее углубление интеграции России в мировую систему противодействия финансовым преступлениям.

Вызовы и риски дальнейшего реформирования

Несмотря на общую тенденцию либерализации, дальнейшее реформирование валютного контроля сопряжено с рядом вызовов.

Эксперты отмечают риски резких колебаний курса рубля, оттока капитала, роста злоупотреблений в условиях ослабления контроля.

Чтобы их минимизировать, изменения должны быть постепенными, на основе анализа эффективности предыдущих мер.

Возможные направления развития в будущем

Среди возможных направлений эволюции валютного контроля в РФ можно выделить дальнейшую цифровизацию, интеграцию с мировыми системами, развитие механизмов внутреннего контроля в организациях.

Предполагается и дальнейшая либерализация правил валютных операций. Однако масштаб и темпы реформ будут зависеть от глобальных экономических факторов.

Усиление внутреннего контроля в организациях

Помимо государственных мер, в последние годы уделяется повышенное внимание развитию систем внутреннего контроля в организациях.

Компании, активно работающие с валютными операциями, создают специальные подразделения, разрабатывают регламенты и процедуры, направленные на минимизацию нарушений и финансовых рисков.

Такая практика способствует не только повышению эффективности бизнеса, но и улучшению качества государственного регулирования после обратной связи от компаний.

Переход от обязательных требований к рекомендациям

Характерной тенденцией мировой практики регулирования является снижение доли жестких обязательных норм и расширение применения рекомендательных актов, кодексов лучших практик для участников финансового рынка.

Возможно, и российское законодательство о валютном контроле будет двигаться в этом направлении, предоставляя бóльшую свободу действий бизнесу при сохранении основ защиты экономических интересов страны.

Разграничение полномочий между контрольными органами

Еще одной тенденцией является более четкое разграничение функций и зон ответственности между субъектами валютного контроля.

Это позволит сократить дублирование контрольных мероприятий, повысить качество регулирования за счет специализации каждого органа.

Гармонизация российских и международных правил

Немаловажное значение имеет постепенное приведение российских норм о валютных операциях в соответствие с международными стандартами.

Это облегчит ведение трансграничного бизнеса для отечественных компаний, стимулирует приток инвестиций в Россию, упростит интеграцию в мировые экономические процессы.

Повышение квалификации кадров в сфере валютного контроля

Эффективность системы валютного контроля во многом определяется квалификацией кадров, задействованных в этой сфере.

Как в государственных контрольных органах, так и в коммерческих организациях требуются компетентные специалисты, разбирающиеся в тонкостях валютного законодательства и практике его применения.

Поэтому в перспективе следует ожидать расширения возможностей дополнительного образования, повышения квалификации в этой области, совершенствования образовательных стандартов и программ подготовки финансовых специалистов.

Создание системы мониторинга эффективности валютного контроля

Для оценки результативности происходящих изменений необходимо формирование системы показателей, статистики нарушений, отслеживания динамики объемов и структуры валютных операций.

Аккумулируя эти данные, можно будет анализировать, насколько те или иные нововведения в законодательстве дают планируемый эффект, а где требуется корректировка подходов.

Развитие сервисов для участников валютного рынка

Немаловажную роль играет совершенствование информационно-консультационных сервисов для всех субъектов валютных правоотношений.

Это могут быть расширенные базы вопросов-ответов о валютном контроле, горячие линии, системы онлайн-консультирования, цифровые помощники по совершению валютных операций без нарушений и другие полезные инструменты.

Повышение финансовой грамотности населения

Наряду с мерами в отношении профессиональных участников валютного рынка важно повышение уровня финансовой грамотности рядовых граждан.

Многие россияне также совершают валютные операции - получают переводы из-за границы, покупают валюту для поездок, инвестируют в иностранные активы. И здесь важно их информирование о правилах валютного законодательства в доступной форме.

Либерализация операций для физических лиц

В перспективе возможно некоторое смягчение валютных ограничений и в отношении граждан - например, отмена уведомительного порядка при проведении ряда операций, снятие лимитов на зачисления на счета или наличные расчеты.

Однако масштабы либерализации будут зависеть от ситуации с курсом рубля и макроэкономической конъюнктурой.

Увеличение штрафов за нарушения физлицами

При этом нельзя исключать и постепенного ужесточения санкций за нарушение валютных правил рядовыми гражданами.

Это может выражаться в увеличении размеров штрафов, расширении составов правонарушений в КоАП РФ, введении уголовной ответственности за злостные и масштабные нарушения.

Рост трансграничных операций граждан

В целом, в среднесрочной и долгосрочной перспективе можно ожидать значительного расширения масштабов трансграничных финансовых операций, совершаемых физическими лицами - как в положительном плане (перевод доходов, покупки зарубежной недвижимости), так и в негативном (уклонение от налогов, отток капитала).

Это потребует адекватной реакции как с точки зрения либерализации валютного законодательства, так и в части противодействия злоупотреблениям.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.