Христиане любят свинину, хотя в Библии есть прямой запрет на ее употребление. Но почему же тогда ветхозаветный закон не соблюдается? Давайте разберемся в этом непростом вопросе.
История запрета на свинину в Ветхом Завете
В Ветхом Завете содержится прямой запрет на употребление свинины, данный Самим Богом через пророка Моисея. В книгах Левит и Второзаконие сказано, что из всего скота разрешено есть только животных, которые имеют раздвоенные копыта и жуют жвачку. А свинья, хоть и имеет раздвоенные копыта, не жует жвачку, поэтому она считается нечистым животным:
И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которых можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте.
Запрет на свинину был обусловлен несколькими причинами:
- Свиньи считались нечистыми животными, так как могли поедать различные отбросы.
- Существовала опасность заражения паразитами, в частности трихинеллезом.
- Свинья имела символическое значение как нечистое животное.
Для евреев этот запрет имел силу религиозной заповеди, которую нужно было неукоснительно соблюдать, чтобы угодить Богу.
Отношение Иисуса Христа к ветхозаветным установлениям
Несмотря на существующий ветхозаветный запрет, Иисус Христос нигде прямо не говорил о том, что его нужно отменить. В Нагорной проповеди он скорее давал новое, духовное толкование закона, указывая, что важнее внутренняя, а не внешняя чистота человека:
Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его, но что исходит из него, то оскверняет человека.
В притчах Иисус также говорил, что не пища оскверняет человека, а зло, исходящее из его сердца. Однако прямых слов об отмене ветхозаветных предписаний о пище в Евангелиях мы не находим.
Толкование апостолов
В книге Деяний описано видение апостола Петра, в котором ему было открыто, что отныне в пищу можно употреблять любых животных:
Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
Это видение означало, что христианам дана свобода от ветхозаветных предписаний. Этот вывод был подтвержден на Апостольском соборе, где было решено не обременять христиан из язычников соблюдением иудейских обрядов.
Апостол Павел также писал о том, что для христиан закон Моисея уже не имеет силы, так как они оправданы верой во Христа:
Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя.
Таким образом, апостолы фактически сняли обязательность соблюдения многих ветхозаветных предписаний для христиан.
Позиция церкви
На протяжении истории христианская церковь придерживалась позиции, что христиане свободны от исполнения обрядовых норм Ветхого Завета, таких как обрезание, соблюдение субботы, пищевые запреты.
Главной заповедью считается закон любви, данный Иисусом Христом. А апостол Павел писал, что "любовь есть исполнение закона". Поэтому с точки зрения христианского богословия, соблюдение обрядовых предписаний утратило значение.
В то же время в православии сохраняются традиции поста, умеренности в пище и воздержания от определенных продуктов в некоторые периоды.
Но в целом христианская церковь делает акцент на внутреннем состоянии человека, а не на внешнем соблюдении обрядовых норм.
Культурные и исторические факторы
Одной из причин, почему христианам разрешено есть свинину, стало распространение христианства среди народов Европы, традиционно употреблявших свинину в пищу. Было бы трудно запретить им традиционные блюда.
Кроме того, в Новое время произошло развитие технологий убоя скота, позволившее снизить опасность заражения паразитами при употреблении свинины.
Также изменились бытовые условия по сравнению с библейскими временами - теперь свиньи не находятся рядом с жилищем человека и не едят пищевые отходы.
Богословские доводы
С богословской точки зрения, запреты в Ветхом Завете были даны Богом на определенное время, а не навечно. Поэтому они могли быть отменены.
Кроме того, Иисус Христос пришел исполнить закон Моисея, а не отменить его. При этом Он дал людям новое понимание закона, указав, что важнее внутренняя чистота.
Также богословы указывают, что нравственный закон любви к Богу и ближнему гораздо важнее обрядовых предписаний о пище и других внешних вещах.
Современная практика
Подавляющее большинство христиан в наши дни употребляют свинину и не считают это грехом. Это видно по статистике потребления мяса.
Основные христианские конфессии - католицизм, протестантизм - не содержат запрета на употребление свинины. Лишь в некоторых православных монастырях до сих пор соблюдается традиция воздержания от свинины.
На практике христиане при выборе продуктов в первую очередь ориентируются на голос совести и здравый смысл.
Мнение богословов
Большинство христианских богословов сходится во мнении, что в Новом Завете произошла отмена многих обрядовых норм Ветхого Завета, в том числе и запрета на употребление свинины.
Они ссылаются на слова апостолов и решения первых христианских соборов, а также на то, что Иисус Христос не наложил подобных ограничений на верующих в Него.
При этом подчеркивается, что заповеди нравственного характера, в частности о любви к ближнему, сохраняют свою силу и для христиан.
Критика позиции церкви
В то же время есть и критика церковной позиции со стороны отдельных богословов и христианских групп.
Они указывают, что слова Ветхого Завета были сказаны Самим Богом и поэтому отменить их невозможно. Также высказываются сомнения в правильности трактовки апостольских посланий.
С точки зрения критиков, христианская церковь пошла на чрезмерное упрощение христианских догматов и норм, что противоречит первоначальному учению.
Позиция различных христианских конфессий
Разные христианские конфессии по-разному подходят к вопросу о допустимости употребления свинины.
В католичестве и протестантизме этот запрет полностью отсутствует. Лютеране и кальвинисты не придерживаются пищевых ограничений из Ветхого Завета.
В православии формального запрета на свинину нет, но сохраняются периоды воздержания от определенной пищи, в том числе в Великий пост. В некоторых старообрядческих общинах запрет строже.
Среди баптистов, пятидесятников и других протестантских течений отношение к свинине также либеральное.
Региональные различия
В разных регионах и странах среди христиан также наблюдаются различия в отношении к употреблению свинины.
В Европе и Северной Америке христиане активно едят свинину, в то время как в некоторых странах Азии и Африки среди верующих более распространены традиции воздержания.
Это связано с культурными особенностями и влиянием исламских и иудейских обычаев в данных регионах.
Изменение отношения со временем
На протяжении истории христианства отношение церкви и верующих к употреблению свинины постепенно становилось все более либеральным.
Если в раннем христианстве многие придерживались ветхозаветных традиций, то со временем под влиянием богословских споров и культурных факторов пищевые ограничения стали ослабевать.
Католическая церковь окончательно отменила посты, кроме Пятницы и Страстной недели. В протестантизме ограничений практически не осталось.
Перспективы дальнейшей либерализации
Многие богословы полагают, что со временем христианская церковь будет идти по пути дальнейшего ослабления пищевых ограничений и запретов.
Это связано с развитием научных представлений о питании, гигиене и здоровом образе жизни, а также с экуменическим движением за единство христиан.
В то же время всегда будут существовать группы христиан, настаивающие на более консервативном подходе к данному вопросу.