Наблюдая за грандиозным явлением северного сияния, Ломоносов погружается в глубокие философские размышления о тайнах природы и познания. Мы проследим этот мыслительный путь гениального ученого.
История создания оды "Вечернее размышление о Божием величестве"
Ода «Ломоносов вечернее размышление о Божием величестве» была создана Михаилом Васильевичем Ломоносовым в 1743 году. К этому времени 32-летний ученый уже побывал в Германии, где изучал химию, физику, философию в университете Марбурга. Вернувшись на родину, Ломоносов активно работал в Петербургской Академии наук.
Родившись и жив до возраста в таких местах, где северные сияния часто случаются, не без сожаления вспоминаю, что не мог пользоваться внимательным наблюдением разных перемен и обстоятельств, бывающих при таковых явлениях, — писал Ломоносов.
Явление северного сияния наблюдалось им с детства. И вот в 1743 году, находясь под арестом по конфликту с иностранным профессором, Ломоносов создает стихотворение «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».
Публикация и доработки
Впервые эта ода Ломоносова вечернее размышление о Божием величестве была опубликована в 1747 году в «Риторике» Ломоносова. Затем автор продолжал дорабатывать текст вплоть до издания своих сочинений 1765 года.
- 1747 год — первая публикация в «Риторике».
- 1748 год — переиздание «Риторики» после пожара в Академии наук.
- 1751 год — публикация в собрании сочинений Ломоносова.
- 1757 год — новая редакция текста для сочинений.
- 1765 год — последние изменения в «Риторике».
То есть на протяжении более 20 лет Михаил Ломоносов совершенствовал свое знаменитое поэтическое произведение, вдохновленное увиденным в юности цветным сиянием северного неба.
Жанр, композиция и поэтика оды
Ломоносов сам определил жанр произведения как ода. Это лирическое стихотворение возвышенного содержания, посвященное значительному событию или явлению. Разновидность — духовная ода на религиозно-философские темы.
Композиция
Ода состоит из 8 строф по 6 строк в каждой. Четверостишия связаны перекрестной рифмовкой, а две заключительные строки каждой строфы — смежной рифмой. Такая строфическая структура придает целостность композиции.
Перекрестная рифма | a b a b |
Смежная рифма | c c |
В первых двух строфах — созерцательное описание заката и наступления ночи. Далее следуют размышления о северном сиянии, дискуссии ученых, гипотезы о его природе. Седьмая строфа содержит предположение самого Ломоносова вечернее размышление о божием величестве. Финал — обобщения о границах человеческого знания.
Стихотворный размер
Ода написана четырехстопным ямбом — размером, который Ломоносов ввел в русское стихосложение по образцу немецкой поэзии. Это строки с чередованием ударных и безударных слогов в строгом порядке. Например: «На-НЕбе звезд пол-НОщный блеск».
Язык и тропы
В описаниях северного сияния Ломоносов использует метафоры и олицетворения: "день скрывает лице", "тонкий пламень зыблет луч". Применяет эпитеты: "мрачна ночь", "полночных стран", "жирна мгла". Это придает выразительность и эмоциональность тексту.
Дискуссии ученых в оде
Начиная с третьей строфы Ломоносов вечернее размышление о Божием величестве переходит к обсуждению научных гипотез о северном сиянии. Он спорит с «премудрыми устами» — авторитетными учеными.
- есть ли обитаемые планеты вокруг других звезд (собственная гипотеза Ломоносова);
- сияние возникает от столкновения облаков (теория Х. Вольфа);
- это отражение солнечного света (версия натуралистов).
Ломоносов полемизирует с этими версиями, задавая вопросы:
- Как мерзлый пар среди зимы порождает пожар?
- Как солнце светит ночью на севере?
- Почему ветер в океане вдруг затих?
Гипотеза Ломоносова
В предпоследней строфе Михаил Ломоносов выдвигает оригинальную гипотезу природы северного сияния, которая подтвердилась лишь спустя столетие:
Иль в море дуть престал зефир,
И гладки волны бьют в эфир.
По его мнению, сияние возникает от ударов морских волн по эфиру и связано с электрическими процессами в атмосфере.
Финальные размышления
В последней строфе Ломоносов делает вывод о непостижимости замысла Творца: человеческий разум не в силах постичь все тайны мироздания, устроенного по воле Бога.
Таким образом, в своей оде гениальный ученый синтезирует поэзию и науку, веру и знание, чувство и разум.