Не очень приятно слышать «не очень» в свой адрес. Хотя этот неопределенный ответ часто используют из вежливости. Но стоит ли обижаться? Давайте разберемся, почему «не очень» бывает хорошо, а «очень" не очень"
Причины употребления выражения «не очень»
Существует несколько причин, по которым люди говорят «не очень» вместо четкого ответа:
- Смягчение негативной оценки. Из соображений вежливости и такта человек может не хотеть прямо говорить, что что-то ему не нравится или не удалось. Вместо этого он выбирает более мягкую формулировку «не очень».
- Неуверенность в оценке. Бывают ситуации, когда человек не может дать точный ответ, так как не располагает всей информацией или затрудняется объективно оценить результат.
Например, Иванову предлагают оценить новый дизайн сайта компании. Но он не участвовал в его разработке и не знает всех нюансов. Поэтому Иванов осторожно отвечает: «Ну... не очень».
Хотя выражение «не очень» может показаться расплывчатым и невнятным, в некоторых ситуациях оно вполне уместно и даже полезно.
Вежливый отказ
«Не очень» - хороший способ тактично отказать человеку. Это позволяет объяснить причины отказа или предложить альтернативу, не обидев собеседника резким «нет».
Например:
- Может, сходим в кино в пятницу? - Не очень получится, я обещала помочь тете с ремонтом. А в субботу я свободна, если хочешь.
Конструктивная критика
«Не очень» дает возможность указать человеку на его недостатки и ошибки без обвинений и оскорблений. При этом можно предложить пути решения проблемы или улучшения результата.
- Например, Иванов готовит отчет для руководителя. Но в нем есть неточности с цифрами. Коллега говорит: «Отчет, конечно, не очень получился. Давай я тебе помогу исправить ошибки в таблицах».
- Или ученик пишет контрольную работу и допускает много ошибок. Учитель отмечает: «Ты еще не очень хорошо знаешь это правило. Давай после уроков разберем сложные случаи».
Обратная связь на неудачу
Выражение пригодится, когда нужно мягко сказать человеку, что у него что-то не получилось. Важно признать ошибку или неудачу без обвинений. И похвалить за старания, мотивировав продолжать развиваться.
Например, ребенок рисует рисунок для мамы. Но у него плохо получается. Мама говорит: «Сынок, пока не очень красивый рисунок. Но я вижу, как ты старался. Если будешь много рисовать, то научишься делать еще лучше».
Таким образом, выражение «не очень» помогает смягчить критику и не обидеть человека. В одних ситуациях оно звучит как комплимент. В других - мотивирует человека стараться и развиваться дальше.
Как реагировать на «не очень»
Как же правильно реагировать, если вам говорят «не очень»? Вот несколько советов.
Выяснение причин
Не стоит сразу обижаться или защищаться. Лучше узнать, в чем именно проблема. Можно задать уточняющие вопросы:
- Что именно вам не понравилось?
- Что можно было сделать лучше?
- В чем была моя ошибка?
Так вы поймете реальную причину такой оценки и точки для улучшения.
Восприятие как конструктивной критики
Не стоит воспринимать «не очень» как приговор. Это всего лишь сигнал, что есть над чем работать. Проанализируйте критику и определите свои слабые стороны. Составьте план улучшений.
Демонстрация стараний и мотивации
Расскажите, сколько сил и времени вы потратили на это дело. Что именно предприняли для хорошего результата. И спросите, как можно улучшиться в следующий раз. Тогда ваши старания будут оценены.
Принятие «не очень» как комплимента
Порой за «не очень» скрывается деликатный комплимент. Например: «Ты не очень похож на кинозвезду» на самом деле означает «Ты очень красив/-а». И в ответ лучше поблагодарить за приятные слова.
Как избегать «очень не очень»
Конечно, фраза «очень не очень» звучит гораздо более резко и обидно. Как же избежать таких ситуаций?
Ясность и конкретика в оценках
Старайтесь избегать расплывчатых выражений типа «не очень». Лучше приводить конкретные, объективные факты. Например: «В докладе допущены 3 фактические ошибки» или «Презентация длится на 5 минут меньше регламента».
Деликатность и тактичность
Давайте оценку осторожно и тактично, чтобы не задеть чувств и достоинства человека. Не критикуйте личность, а укажите только на недостатки работы или поступка.
Конструктивность и позитив
Старайтесь сочетать критику с похвалой, где это возможно. Укажите не только слабые, но и сильные стороны. И предложите пути решения проблем.
Тогда ваш собеседник с большей вероятностью адекватно воспримет замечания и даже извлечет из них пользу.