Причины и теории девиантного поведения в современном обществе

Девиантное поведение - актуальная социальная проблема. Его изучение помогает понять причины отклонений и разработать меры профилактики.

Понятие девиантного поведения

Девиантным (отклоняющимся) называют поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам. Оно может носить как положительный (героизм, альтруизм), так и отрицательный (правонарушения, преступления) характер.

Девиация относительна и зависит от ценностей конкретной социальной группы. Делинквентность абсолютна и предполагает нарушение закона.

Причины девиантного поведения

Среди основных причин выделяют:

  • Социальные: Неравенство, бедность части населения Отсутствие социальных лифтов
  • Психологические: Повышенная агрессивность Склонность к риску
  • Биологические: Генетическая предрасположенность Органические повреждения мозга

Чаще всего причины комплексные. Например, трудные жизненные условия в сочетании с агрессивным характером.

Основные теории девиантного поведения

Биологические теории связывают девиации с природными особенностями человека. Итальянский врач Ч. Ломброзо выделял "криминальный тип" со специфическими чертами. Американский психолог У. Шелдон описал три "соматотипа". По его данным, к преступности более склонны люди атлетического телосложения (мезоморфы).

Психологические теории связывают девиации с особенностями личности. З. Фрейд объяснял их "психопатией" и "умственными дефектами".

Теории девиантного поведения рассматривают этот феномен с социологической точки зрения.

Теория аномии Э. Дюркгейма

Основатель социологии Э. Дюркгейм считал, что девиации порождает "аномия" - состояние общества с расшатанной системой норм и ценностей. Людям трудно выстраивать поведение, растет число отклонений.

Теория Р. Мертона

Американский социолог Р. Мертон указывал на противоречие между целями общества и доступными средствами. Невозможность достичь успеха законным путем толкает к девиациям.

На основе "дилеммы цель-средство" Р. Мертон выделил 5 моделей поведения, 4 из которых девиантны:

Тип поведения Отношение к целям общества Отношение к средствам их достижения
Конформизм Полное принятие Соблюдение законных норм
Инновация Полное принятие Использование незаконных средств
Ритуализм Отказ от целей Соблюдение законных норм

Таким образом, Р. Мертон доработал теорию аномии, показав, что причиной отклоняющегося поведения может быть и невозможность следования существующим в обществе нормам.

Подросток в депрессии

Современные исследования девиаций

Современная наука активно изучает феномен девиантности. Так, сторонники теории стигматизации указывают, что на отклоняющееся поведение влияет реакция общества. Получив социальное клеймо ("стигму"), человек может подтверждать негативные ожидания.

Исследователи субкультур отмечают, что для представителей молодежных групп (например, хиппи) многие девиации фактически нормальны и даже поощряются внутри сообщества.

Таким образом, ученые продолжают искать ответ на вопрос, почему в обществе существуют и воспроизводятся различные формы девиантного поведения.

Подросток на консультации у психолога

Девиантное поведение в России

В нашей стране отмечаются довольно высокие показатели девиантности. По данным социологов, 85% населения в той или иной степени испытывают деморализацию. Это создает почву для различных отклонений.

Среди наиболее распространенных девиаций в России:

  1. Алкоголизм и наркомания;
  2. Мелкое хулиганство и вандализм;
  3. Мошенничество и коррупция.

По данным МВД, ежегодно регистрируется около 2 млн преступлений. При этом число тяжких преступлений (убийства, изнасилования) не снижается.

Год 2018 2019 2020
Убийства, тыс. 8,7 8,6 8,3

Это сигнализирует о недостаточной эффективности профилактики и борьбы с преступностью в нашей стране.

Региональные особенности девиаций в России

Уровень и структура девиантного поведения в России имеют существенные территориальные различия. Так, в регионах Северного Кавказа отмечаются самые высокие показатели преступности:

  • Республика Дагестан - 1649 преступлений на 100 000 человек
  • Чеченская республика - 786 преступлений
  • Республика Ингушетия - 706 преступлений

Для сравнения, в целом по России этот показатель составляет 1362 преступления на 100 000 населения (данные за 2020 год).

В то же время в областях Центральной России фиксируются более низкие уровни девиантного и делинквентного поведения:

  • Белгородская область - 773 преступления
  • Брянская область - 991 преступление
  • Орловская область - 921 преступление

Эти региональные различия обусловлены влиянием комплекса исторических, социальных, экономических, культурных и других факторов.

Гендерные особенности девиаций

Исследования показывают, что уровень и характер девиантного поведения существенно отличаются у мужчин и женщин. Так, подавляющее большинство всех зарегистрированных преступлений в России совершается мужчинами - более 80%. Женщины чаще совершают менее опасные преступления: мошенничество, кражи.

В то же время девиации, связанные с суицидальным поведением, значительно чаще регистрируются среди женщин. К примеру, число попыток самоубийства у женщин в 2 раза выше, чем у мужчин.

Такие гендерные различия в девиантных формах поведения требуют углубленного анализа специалистов и выработки дифференцированных мер профилактики.

Девиации в подростковой среде

Подростковый возраст - период повышенного риска возникновения девиантного поведения. Это связано с психологическими особенностями формирования личности в этом возрасте.

Типичными формами девиаций среди подростков являются:

  • Школьные прогулы
  • Отклонения в сексуальном поведении
  • Употребление алкоголя и наркотиков
  • Участие в неформальных асоциальных группировках

Причины девиаций у подростков

К основным причинам отклоняющегося поведения в этом возрасте относятся:

  • Кризис идентичности
  • Потребность в самоутверждении
  • Желание выделиться, привлечь к себе внимание
  • Неумение выстроить отношения со сверстниками
  • Влияние асоциальных субкультур и групп

Профилактика девиаций у подростков

Для предотвращения развития девиантного поведения в подростковом возрасте важно:

  1. Организовывать консультации психологов в школах
  2. Проводить тематические классные часы и лекции
  3. Развивать секции и кружки по интересам
  4. Помогать в выстраивании здоровых стратегий самоутверждения.
Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.