Фольклор для детей - яркие краски народной культуры

Детский фольклор - это яркая и неотъемлемая часть народной культуры. Он несет в себе многовековую мудрость и традиции, передаваясь из поколения в поколение. Погружение ребенка в мир фольклора с самого раннего возраста благотворно влияет на его развитие и воспитание.

История возникновения и развития детского фольклора

Детский фольклор - это произведения устного народного творчества, ориентированные на детскую аудиторию. К нему относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, сказки, игры и другие жанры.

Зарождение детского фольклора как самостоятельной области устного народного творчества относится к глубокой древности. Первые образцы детского фольклора появились еще в первобытнообщинном строе. Это были примитивные потешки, сопровождавшиеся игровыми действиями.

Уже в фольклоре восточных славян XI-XIII веков присутствуют жанры детской поэзии - колыбельные песни, пестушки, потешки.

Большой вклад в собирание и изучение образцов детского фольклора внесли в XIX веке такие ученые, как А.Н. Афанасьев, В.И. Даль, П.В. Шейн. Они записывали и публиковали произведения детского фольклора, считая их неотъемлемой частью народной культуры.

В 1930-1950-е годы выходят фундаментальные труды по детскому фольклору Г.С. Виноградова, Н.П. Колпаковой, В.Я. Проппа. Эти работы заложили теоретические основы для изучения детского фольклора.

Жанры детского фольклора и их характеристики

Основными жанрами детского фольклора являются:

  • Колыбельные песни
  • Потешки и пестушки
  • Сказки
  • Загадки
  • Считалки
  • Дразнилки
  • Игровой фольклор

Рассмотрим некоторые жанры более подробно.

Колыбельные песни - один из древнейших жанров детского фольклора. Их исполняли для убаюкивания младенцев. Тексты колыбельных содержат пожелания счастья, здоровья ребенку.

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.

Потешки - короткие стихотворные произведения для детей раннего возраста. Сопровождаются игровыми действиями. Развивают речь и моторику ребенка.

Ладушки, ладушки,Где были? У бабушки.

Загадки - один из любимых детьми жанров фольклора. Развивают мышление, сообразительность. Часто построены на иносказаниях, метафорах.

Сидит девица в темнице, а коса на улице.(Репа)

Таким образом, каждый жанр детского фольклора выполняет важные воспитательные и развивающие функции.

Бабушка рассказывает внучке сказку

Региональные особенности детского фольклора России

Несмотря на общие черты, детский фольклор каждого региона России обладает своими яркими особенностями.

В фольклоре Северных регионов часто встречаются сказки о животных, отражающие суровую природу края. Распространены игры со скакалкой, веревочкой.

В Центральной России богато представлен игровой и плясовой фольклор - хороводы, игры. Традиционны считалки, дразнилки, прибаутки.

На Юге России сильны фольклорные традиции казачества. Здесь много песен-плачей, причитаний, колыбельных.

В Поволжье существует много произведений, связанных с Волгой, разбойничьим фольклором. Популярны частушки, прибаутки, небылицы.

В детском фольклоре Урала присутствуют темы горнозаводского быта, труда на приисках. Характерны сказы, "страшилки".

Таким образом, детский фольклор каждого региона уникален и неповторим.

Практическое применение детского фольклора

Детский фольклор активно применяется в практической работе с детьми.

В детских садах произведения фольклора используются:

  • В повседневных занятиях и играх
  • При проведении праздников и развлечений
  • В театрализованной деятельности
  • Для разучивания песен, танцев
  • Для развития речи, памяти, воображения

В школе детский фольклор помогает:

  • На уроках литературного чтения
  • На внеклассных занятиях по фольклору
  • В работе факультативов, кружков
  • При подготовке праздников
  • Для нравственного, эстетического воспитания

Родители могут использовать фольклор для:

  • Развития речи ребенка
  • Укрепления эмоциональной связи
  • Приобщения к традициям и культуре
  • Интеллектуального и творческого развития

Таким образом, детский фольклор имеет широкое практическое применение и приносит большую пользу.

Современное бытование детского фольклора

В современном обществе детский фольклор продолжает активно бытовать, претерпевая определенные изменения.

Традиционные жанры детского фольклора (сказки, колыбельные, считалки) адаптируются к вкусам современных детей - в них появляются новые персонажи, темы, языковые особенности.

Появляются и совсем новые жанры детского фольклора: современные авторские стихи и песни, городские легенды, компьютерный фольклор (стишки и ролики про игры и гаджеты).

Большую роль в сохранении и популяризации детского фольклора играют фольклорные ансамбли, этнографические центры, музеи. Они проводят тематические мероприятия, мастер-классы, концерты.

В Интернете создаются сайты и сообщества любителей детского фольклора. Там можно найти записи старинных и современных образцов детского фольклора.

Мама поет колыбельную ребенку

Детский фольклорный календарь: традиции и обряды

В детском фольклорном календаре отразились народные традиции и обряды на каждый месяц.

Весной дети участвовали в игрищах, хороводах, закличках весны. Летом играли в игры (горелки, прятки), разучивали загадки, песни. Осенью - песни и заклички об осени, игры во дворе. Зимой - гадания, колядки, катания с гор.

На Пасху дети катали яйца, играли в яички. На Масленицу - взятие снежного городка, катание на лошадях, блины. На Ивана Купалу - игры вокруг костра, плетение венков.

Детский фольклорный календарь тесно переплетен с природными циклами и трудовой деятельностью людей. Он приобщает детей к традициям и обычаям народа.

Детский фольклор в семье: совместное творчество

Чтобы приобщить ребенка к фольклору, родителям следует:

  • Петь колыбельные, потешки, прибаутки
  • Играть с ребенком в традиционные игры
  • Рассказывать народные сказки, легенды
  • Вместе готовить поделки, обереги по мотивам фольклора
  • Разучивать с ребенком песни, танцы
  • Посещать праздники, фестивали

Это будет способствовать приобщению ребенка к народной культуре, разовьет воображение и творческие способности.

Будущее детского фольклора: вызовы и перспективы

Сохранение аутентичного детского фольклора - важная задача в условиях глобализации и влияния массовой культуры.

Необходимо:

  • Поддерживать фольклорные коллективы и этнографические центры
  • Проводить фестивали, конкурсы
  • Издавать сборники образцов детского фольклора
  • Создавать детский фольклорный контент в сети Интернет
  • Включать детский фольклор в программы детсадов, школ

Нужно искать новые современные формы бытования традиционного детского фольклора.

Перспективно изучение влияния детского фольклора на психическое и личностное развитие ребенка.

Детский фольклор обладает уникальным воспитательным потенциалом, который обязательно нужно сохранить и приумножить.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.