Детский фольклор - это яркая и неотъемлемая часть народной культуры. Он несет в себе многовековую мудрость и традиции, передаваясь из поколения в поколение. Погружение ребенка в мир фольклора с самого раннего возраста благотворно влияет на его развитие и воспитание.
История возникновения и развития детского фольклора
Детский фольклор - это произведения устного народного творчества, ориентированные на детскую аудиторию. К нему относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, сказки, игры и другие жанры.
Зарождение детского фольклора как самостоятельной области устного народного творчества относится к глубокой древности. Первые образцы детского фольклора появились еще в первобытнообщинном строе. Это были примитивные потешки, сопровождавшиеся игровыми действиями.
Уже в фольклоре восточных славян XI-XIII веков присутствуют жанры детской поэзии - колыбельные песни, пестушки, потешки.
Большой вклад в собирание и изучение образцов детского фольклора внесли в XIX веке такие ученые, как А.Н. Афанасьев, В.И. Даль, П.В. Шейн. Они записывали и публиковали произведения детского фольклора, считая их неотъемлемой частью народной культуры.
В 1930-1950-е годы выходят фундаментальные труды по детскому фольклору Г.С. Виноградова, Н.П. Колпаковой, В.Я. Проппа. Эти работы заложили теоретические основы для изучения детского фольклора.
Жанры детского фольклора и их характеристики
Основными жанрами детского фольклора являются:
- Колыбельные песни
- Потешки и пестушки
- Сказки
- Загадки
- Считалки
- Дразнилки
- Игровой фольклор
Рассмотрим некоторые жанры более подробно.
Колыбельные песни - один из древнейших жанров детского фольклора. Их исполняли для убаюкивания младенцев. Тексты колыбельных содержат пожелания счастья, здоровья ребенку.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Потешки - короткие стихотворные произведения для детей раннего возраста. Сопровождаются игровыми действиями. Развивают речь и моторику ребенка.
Ладушки, ладушки,Где были? У бабушки.
Загадки - один из любимых детьми жанров фольклора. Развивают мышление, сообразительность. Часто построены на иносказаниях, метафорах.
Сидит девица в темнице, а коса на улице.(Репа)
Таким образом, каждый жанр детского фольклора выполняет важные воспитательные и развивающие функции.
Региональные особенности детского фольклора России
Несмотря на общие черты, детский фольклор каждого региона России обладает своими яркими особенностями.
В фольклоре Северных регионов часто встречаются сказки о животных, отражающие суровую природу края. Распространены игры со скакалкой, веревочкой.
В Центральной России богато представлен игровой и плясовой фольклор - хороводы, игры. Традиционны считалки, дразнилки, прибаутки.
На Юге России сильны фольклорные традиции казачества. Здесь много песен-плачей, причитаний, колыбельных.
В Поволжье существует много произведений, связанных с Волгой, разбойничьим фольклором. Популярны частушки, прибаутки, небылицы.
В детском фольклоре Урала присутствуют темы горнозаводского быта, труда на приисках. Характерны сказы, "страшилки".
Таким образом, детский фольклор каждого региона уникален и неповторим.
Практическое применение детского фольклора
Детский фольклор активно применяется в практической работе с детьми.
В детских садах произведения фольклора используются:
- В повседневных занятиях и играх
- При проведении праздников и развлечений
- В театрализованной деятельности
- Для разучивания песен, танцев
- Для развития речи, памяти, воображения
В школе детский фольклор помогает:
- На уроках литературного чтения
- На внеклассных занятиях по фольклору
- В работе факультативов, кружков
- При подготовке праздников
- Для нравственного, эстетического воспитания
Родители могут использовать фольклор для:
- Развития речи ребенка
- Укрепления эмоциональной связи
- Приобщения к традициям и культуре
- Интеллектуального и творческого развития
Таким образом, детский фольклор имеет широкое практическое применение и приносит большую пользу.
Современное бытование детского фольклора
В современном обществе детский фольклор продолжает активно бытовать, претерпевая определенные изменения.
Традиционные жанры детского фольклора (сказки, колыбельные, считалки) адаптируются к вкусам современных детей - в них появляются новые персонажи, темы, языковые особенности.
Появляются и совсем новые жанры детского фольклора: современные авторские стихи и песни, городские легенды, компьютерный фольклор (стишки и ролики про игры и гаджеты).
Большую роль в сохранении и популяризации детского фольклора играют фольклорные ансамбли, этнографические центры, музеи. Они проводят тематические мероприятия, мастер-классы, концерты.
В Интернете создаются сайты и сообщества любителей детского фольклора. Там можно найти записи старинных и современных образцов детского фольклора.
Детский фольклорный календарь: традиции и обряды
В детском фольклорном календаре отразились народные традиции и обряды на каждый месяц.
Весной дети участвовали в игрищах, хороводах, закличках весны. Летом играли в игры (горелки, прятки), разучивали загадки, песни. Осенью - песни и заклички об осени, игры во дворе. Зимой - гадания, колядки, катания с гор.
На Пасху дети катали яйца, играли в яички. На Масленицу - взятие снежного городка, катание на лошадях, блины. На Ивана Купалу - игры вокруг костра, плетение венков.
Детский фольклорный календарь тесно переплетен с природными циклами и трудовой деятельностью людей. Он приобщает детей к традициям и обычаям народа.
Детский фольклор в семье: совместное творчество
Чтобы приобщить ребенка к фольклору, родителям следует:
- Петь колыбельные, потешки, прибаутки
- Играть с ребенком в традиционные игры
- Рассказывать народные сказки, легенды
- Вместе готовить поделки, обереги по мотивам фольклора
- Разучивать с ребенком песни, танцы
- Посещать праздники, фестивали
Это будет способствовать приобщению ребенка к народной культуре, разовьет воображение и творческие способности.
Будущее детского фольклора: вызовы и перспективы
Сохранение аутентичного детского фольклора - важная задача в условиях глобализации и влияния массовой культуры.
Необходимо:
- Поддерживать фольклорные коллективы и этнографические центры
- Проводить фестивали, конкурсы
- Издавать сборники образцов детского фольклора
- Создавать детский фольклорный контент в сети Интернет
- Включать детский фольклор в программы детсадов, школ
Нужно искать новые современные формы бытования традиционного детского фольклора.
Перспективно изучение влияния детского фольклора на психическое и личностное развитие ребенка.
Детский фольклор обладает уникальным воспитательным потенциалом, который обязательно нужно сохранить и приумножить.