Элитарная и массовая культура - два полюса современного культурного ландшафта. Они кажутся непримиримыми противоположностями, но на самом деле тесно связаны и влияют друг на друга.
Определение понятий
Термины "элитарная" и "массовая" культура появились в научный оборот в первой половине XX века. Элитарная культура связывается с деятельностью привилегированных социальных групп, создающих произведения высокого художественного или интеллектуального уровня. Массовая культура ориентирована на широкую аудиторию и отличается доступностью восприятия.
Основными характеристиками элитарной культуры являются:
- Обращенность к узкому кругу подготовленной аудитории
- Сложность для понимания рядовым зрителем или слушателем
- Новаторство формы и отказ от традиций
- Акцент на субъективности авторского мировосприятия
Массовая культура определяется такими чертами:
- Рассчитана на максимально широкую аудиторию
- Доступна для восприятия среднестатистическим человеком
- Опирается на традиционные, проверенные временем сюжеты и образы
- Носит ярко выраженный развлекательный характер
Основные различия элитарной и массовой культуры заключаются в функциях, выполняемых ими в обществе, способах производства и распространения культурных ценностей. Общим для них является стремление к самовыражению и поиск смысла человеческого бытия.
История возникновения
Предпосылками для формирования массовой культуры в XIX веке стали урбанизация, развитие средств массовой коммуникации, рост грамотности и образовательного уровня широких слоев общества.
Массовая культура в наиболее концентрированном виде проявляется в художественной культуре, а также в сфере досуга, общения, управления и экономики.
Параллельно в эпоху социальных потрясений и смены культурно-исторических эпох стали формироваться сообщества художников и мыслителей, позиционировавших себя как культурный авангард. Они отказывались следовать господствующим вкусам и традициям, что и положило начало элитарной культуре.
Функции в обществе
Элитарная и массовая культура выполняют в обществе как схожие, так и различные функции. К пересекающимся функциям можно отнести рекреативную
(восстановление душевных сил человека), компенсаторную
(возмещение недостающих в реальности впечатлений) и познавательную
функции.
Функция элитарной культуры | Функция массовой культуры |
Культурный авангард, обновление форм и языка культуры | Трансляция элементов культуры широким слоям населения |
Удовлетворение запросов культурной элиты | Развлечение и организация досуга массовой аудитории |
Отличаются подходы к освещению актуальных социально-политических и нравственных проблем. Если элитарная культура стремится к их концептуальному анализу (философские трактаты, сложная метафоричность), то массовая дает им моральную или эмоциональную оценку (лозунги, притчи).
Так элитарная и массовая культура, при всех различиях, дополняют друг друга, обеспечивая полноту культурной жизни общества. Их взаимное влияние мы рассмотрим далее.
Феномен массовости
Главной отличительной чертой массовой культуры является ее популярность в широких слоях аудитории. Этому способствует опора на универсальные архетипы и использование проверенных временем сюжетных ходов.
Залогом успеха массовых произведений является также их доступность и развлекательность. Зрителю или читателю не нужно прилагать интеллектуальных усилий для восприятия - он получает удовольствие и расслабление.
Массовая культура способна удовлетворить одновременно миллионы людей, предлагая им то, что близко их личному опыту и ожиданиям.
Коммерциализация культуры
В условиях рыночной экономики культура превратилась в сферу услуг, а произведения культуры - в товар. Это предопределило приоритет развлекательной функции в массовой культуре и погоню за вниманием максимально большой аудитории.
Отсюда - яркие спецэффекты, зрелищность, примитивизация сюжетов, ставка на инстинкты и эмоции. Но вместе с тем появляются и новые возможности: создание высокобюджетных фильмов, компьютерных игр, масштабных шоу. Так коммерция, принося издержки, толкает массовую культуру к новым высотам.
Критика элитарной культуры
Демократически настроенные мыслители XIX века (Белинский, Чернышевский, Плеханов) резко критиковали элитарную культуру за отрыв от народа и интересов простых людей. Они считали, что подлинная культура должна быть понятна и полезна всем, а не замкнута в узком кругу.
Л.Н. Толстой в поздний период творчества назвал свои всемирно известные романы "ненужным народу" искусством и стал писать простые рассказы для крестьян.
С другой стороны, многие философы (Шопенгауэр, Ницше, Бердяев) защищали право элитарной культуры на сложность и новаторство, видя в ней источник прогресса общества.
Негативные стороны массовой культуры
Отношение к массовой культуре неоднозначное. С одной стороны, она делает доступ культурные достижения достоянием миллионов, с другой - обедняет и примитивизирует их. Критики указывают на такие ее недостатки как стремление уйти от острых проблем, мифологизация сознания вместо рационального подхода, навязывание стереотипов.
- формирование потребительской психологии
- пассивность восприятия и некритичность аудитории
- манипуляция общественным мнением
Все это может привести к снижению общего культурного уровня общества. Но было бы неверно однозначно осуждать массовую культуру - она лишь отражает дух времени и запросы масс.
Положительное влияние массовой культуры
Несмотря на критику, массовая культура оказывает и позитивное воздействие на общество. Она расширяет культурный кругозор миллионов людей, знакомя их с шедеврами литературы и кино в упрощенном виде. Многие впервые приобщаются к чтению классики благодаря экранизациям и комиксам.
Также массовая культура выполняет интегрирующую функцию в поликультурных сообществах, предлагая простые и понятные сюжеты представителям разных народов и конфессий. А развитая индустрия развлечений создает рабочие места и позволяет миллионам хорошо проводить досуг.
Будущее элитарной и массовой культуры
Сегодня границы между массовым и элитарным стираются. Появляются произведения, сочетающие интеллектуальную глубину и популярность. Например, фильмы А. Тарковского или романы У. Эко понятны широкой публике, но несут элементы элитарности.
В то же время интернет демократизирует доступ к культурному наследию. Книги, картины, музыка становятся ближе рядовому человеку. А соцсети позволяют каждому публиковать свои произведения. Так цифровая эпоха размывает грани между профессионалами и любителями.
Рекомендации потребителям массовой культуры
Чтобы избежать негативного влияния масскульта, важно развивать критическое мышление и понимать манипулятивные техники СМИ. Полезно чередовать легкое развлекательное чтение с серьезной литературой, расширяя свой кругозор.
- Не ограничиваться одним жанром или источником информации
- Анализировать подтекст и возможную ангажированность медиа
- Обращать внимание на авторитетность источников
Такой подход позволит получать удовольствие от достижений массовой культуры, но при этом сохранить самостоятельность мышления и разносторонность. Ведь культура прежде всего должна обогащать наш внутренний мир.
Советы для создателей контента
Чтобы противодействовать негативному влиянию массовой культуры на аудиторию, ее создателям стоит придерживаться следующих принципов:
- Сочетать развлекательность и познавательность
- Творчески использовать традиционные сюжеты и архетипы
- Внедрять элементы высокой культуры в популярные формы
- Поощрять критическое мышление, а не навязывать готовые оценки
Это позволит сохранить притягательность для массовой аудитории, не опускаясь до примитивизма и манипуляций. Главное - уважать интеллект зрителя и расширять его культурный горизонт.
Исторические примеры взаимовлияния элитарной и массовой культуры
На протяжении истории можно найти немало примеров того, как элитарная и массовая культура обогащали друг друга, заимствуя сюжеты, образы и язык. Так, шедевры Шекспира первоначально создавались для народных гуляний и ярмарок, но со временем были признаны вершинами мировой драматургии.
Комиксы про Супермена и Бэтмена по степени узнаваемости персонажей не уступают мифам Древней Греции, а фантастические блокбастеры по масштабу затмевают голливудские фильмы прошлого.
Массовая культура черпает вдохновение в фольклоре, академическом искусстве, философии - и на выходе создает явления не меньшего масштаба. Этот симбиоз и взаимообмен позволяет культуре как целому развиваться и не стоять на месте.
Классика в современных обработках
Сегодня все большую популярность набирает тенденция пересказывать классические сюжеты на современный лад, вживляя их в привычный для массового сознания контекст. Так, зрителю предлагают очередную экранизацию "Гамлета" в жанре боевика или молодежной драмы.
Подобный подход вызывает неоднозначную реакцию, но, безусловно, пробуждает интерес широкой аудитории к великим произведениям прошлого. Кому-то захочется ознакомиться с первоисточником. Так классика обретает "вторую жизнь" в массовой культуре.
Как найти золотую середину
Идеальный вариант - это сочетание в массовом искусстве глубины и доступности, развлекательности и познавательности, традиций и новаторства. К такому "золотому сечению" можно отнести творчество, например, братьев Стругацких в фантастике или Юрия Никулина в кинокомедии.
Их произведения интересны как широкой аудитории, так и интеллектуалам. В них есть и захватывающий сюжет, и тонкий юмор, и философская глубина. Такой путь наиболее перспективен для развития культуры в целом.
Вызовы времени для элитарной культуры
Современные тенденции бросают вызов традиционной элитарной культуре. Ей приходится либо идти навстречу вкусам массовой аудитории, либо рисковать утратить с ней связь. Уже появляются опыты "элитарного бестселлера" или высокоинтеллектуального блога, популярного у подписчиков.
Элитарным авторам и художникам, чтобы не замкнуться в "башне из слоновой кости", важно научиться доносить глубокие идеи до современного человека на его языке. И тогда классика обретет новое дыхание, а культура - импульс к развитию.