Карл Юнг — архетипы: тайны коллективного бессознательного

Архетипы коллективного бессознательного - загадочная область человеческой психики, которую первым начал изучать Карл Юнг. Его открытия помогают понять работу нашего разума на глубинном уровне.

Базар на Востоке в золотые часы как метафора архетипов

Определение понятия архетипа

Сам Юнг дал следующее определение архетипа:

Термин «архетип» применим к «représentations collectives» лишь косвенно, ибо обозначает только те элементы психического содержания, которые еще не подверглись какой-либо сознательной обработке и, следовательно, представляют собой непосредственную психическую данность.

Он различал личное бессознательное, состоящее из вытесненных воспоминаний и эмоциональных комплексов конкретного человека, и коллективное бессознательное - универсальный пласт человеческой психики. Архетипы находятся именно в этом коллективном бессознательном.

Сам термин "архетип" восходит к древнегреческому слову, обозначавшему первообраз или прообраз. Его использовали еще античные философы вроде Филона Александрийского. В современном понимании архетип близок к понятию "коллективных представлений" у социолога Леви-Брюля.

Психологическая природа архетипов

Юнг считал архетипы универсальными психическими структурами, присущими людям всех культур и эпох. Они проявляются в бессознательном в виде образов, которые затем проецируются наружу.

Например, в мифах часто описываются явления природы - движение солнца, смена времен года. На самом деле, по Юнгу, эти мифы отражают архетипические структуры человеческой психики. Драма бога солнца на небосклоне есть не что иное, как проекция внутренней психической коллизии.

В твоей груди, и только в ней, заключены все звезды твоей судьбы,

как сказано в одной пьесе. Человеческая жизнь управляется архетипическими силами подсознания.

Рисунок лика, явившегося брату Николаю

Проявления архетипов

Архетипы чаще всего обнаруживают себя:

  • В сновидениях и видениях
  • В древних мифах и сказаниях
  • В религиозных учениях
  • В произведениях искусства

Особенно ярко архетипические структуры выражены в мировых религиях - христианстве, исламе, индуизме и др. Их символика и образы возникли из глубин бессознательного.

Лучше всего я могу проиллюстрировать вышесказанное на примере недавно канонизированного швейцарского мистика и отшельника, брата Николая из Флюэ.

Рассмотрим этот случай подробнее.

Архетипы и религиозный опыт

Одним из важнейших переживаний брата Николая было видение Святой Троицы. По словам летописца Вельфлина, это видение было настолько ужасающим, что монах боялся, как бы его сердце не разорвалось на части.

Он увидел голову человека с ужасным лицом, полным гнева и угрозы.

Этот устрашающий лик явился брату Николаю во время молитвы. Впоследствии он изобразил его на стене своей кельи в виде Святой Троицы. Потребовалось немало времени, чтобы ассимилировать шокирующий опыт с помощью религиозных догматов.

Так архетипическое видение преломилось сквозь призму христианского вероучения и было истолковано как божественное откровение. Но изначально оно являлось проявлением бессознательного.

Роль архетипов в психологии

Карл Юнг открыл новое направление в психологии - аналитическую психологию, которая изучает глубинные структуры человеческой психики. Благодаря ему, мы теперь можем лучше понимать природу таких феноменов, как сновидения, мифы, религия.

Архетипы находят широкое применение в психотерапии. Например, юнгианский аналитик помогает пациенту интегрировать проявления бессознательного, расшифровывая символический язык снов и фантазий.

Теневая сторона психики

Помимо позитивных архетипов, Карл Юнг выделял и негативные - так называемую "тень" в человеческой душе. Это скрытые разрушительные импульсы - зависть, ревность, злоба.

Интеграция теневых архетипов также важна для психологического здоровья. Как учил Карл Юнг, нужно принимать в себе и светлые, и темные начала.

Карл Юнг архетипы в искусстве

Теория архетипов повлияла и на развитие гуманитарных наук - литературоведения, искусствоведения. С ее помощью анализируют повторяющиеся мотивы в произведениях, изучают творческий процесс.

Например, можно проследить проявления "анимы" и "анимуса" - женского и мужского начал - в творчестве разных авторов.

Архетипические образы в литературе

Теория "карл юнга архетипов" дала мощный импульс для развития психологических подходов в литературоведении. Стали анализировать повторяющиеся мотивы, символы, темы в произведениях с точки зрения проявления архетипов.

Мать и ребенок

Один из центральных архетипов, выделенных "Карлом", - Мать. Этот глубинный образ часто фигурирует в художественной литературе - например, тема матери и дитя.

Анима и анимус

Еще одна пара архетипов - Анима (женское начало в мужской психике) и Анимус (мужское в женской). Их диалог и борьбу можно увидеть во многих произведениях.

Герой и трикстер

Архетипы Героя и Трикстера также являются сквозными образами литературы. Первый символизирует стремление к подвигам, второй - хитрость и обман.

Кино и архетипы

Популярные герои блокбастеров тоже часто строятся на базе архетипов. Возьмем знаменитого Гарри Поттера: в нем угадываются черты и трикстера, и героя-спасителя.

Архетипы в рекламе

На уровне подсознания задействуют архетипы и создатели рекламы. Например, образ Дома вызывает ассоциации с уютом и защищенностью.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.