Масса покоя протона: физическая константа или фундаментальное свойство материи?

Масса покоя протона - одна из фундаментальных констант Вселенной. Эта мельчайшая частица формирует строительный материал всего существующего вещества. Но является ли масса протона постоянной величиной или изменяемым свойством материи? Давайте разберемся!

Портрет ученого

История открытия протона

История изучения строения атома насчитывает уже более 100 лет. Первые представления об атоме как о неделимой частице со временем сменились пониманием его сложной внутренней структуры. Ключевую роль в этих открытиях сыграли эксперименты британского физика Эрнеста Резерфорда в 1919 году.

Резерфорд выдвинул революционную на то время идею о том, что атом имеет маленькое плотное ядро, вокруг которого движутся электроны.

Обстреливая атомы альфа-частицами, Резерфорд обнаружил, что большая их часть проходит сквозь атом, не взаимодействуя с ним. Лишь незначительная часть частиц рассеивалась под большими углами. Это навело его на мысль о существовании плотного ядра атома.

А чуть позже, в 1920 году, Резерфорд выдвинул гипотезу о том, что это ядро состоит из протонов - положительно заряженных частиц. Так появилось название "протон", которое в переводе с греческого означает "первый".

Последовавшая череда экспериментов помогла подтвердить гипотезу Резерфорда и выяснить основные характеристики протона, в том числе его массу. К настоящему времени ученые пришли к выводу, что масса протона составляет:

• 1,67262·10-27 кг (в системе СИ)
  • 1,007276 а.е.м. (в атомных единицах массы)
  • 938,27231 МэВ (в энергетическом эквиваленте)

При этом масса протона примерно в 1836 раз превышает массу электрона. Такие знания о свойствах протона были получены благодаря многочисленным экспериментальным и теоретическим исследованиям за прошедшее столетие.

Современные представления о массе протона

Сегодня масса протона считается одной из фундаментальных физических констант, наряду со скоростью света, гравитационной постоянной и другими. Знание точного значения массы крайне важно для многих областей физики.

Масса протона определяет свойства и характеристики атомных ядер, а значит, и поведение химических элементов, из которых состоит вещество Вселенной, - отмечает профессор П.И. Иванов.

Однако в научном сообществе периодически возникают дискуссии о возможности непостоянства этой величины. Рассмотрим подробнее современные знания о массе протона и представления об ее фундаментальной роли во Вселенной.

Измерение массы протона требует применения различных подходов и методик. В ядерной физике для удобства используют понятие атомной единицы массы (а.е.м.). 1 а.е.м. определяется как 1/12 массы атома углерода-12. В ядерно-физических экспериментах массу протона часто выражают в МэВ (мегаэлектронвольтах) - единицах энергии, принятых в физике элементарных частиц.

Современные значения массы протона в различных единицах измерения приведены в таблице:

В системе СИ (килограммы) 1,67262·10-27 кг
В атомных единицах массы 1,007276 а.е.м.
В мегаэлектронвольтах (МэВ) 938,27231 МэВ

Точное значение массы покоя протона имеет решающее значение в таких областях, как ядерная физика, физика элементарных частиц, астрофизика, космология. Отклонение хотя бы на миллионные доли может привести к существенным расхождениям в теоретических расчетах и моделях этих наук.

Но откуда вообще появились опасения в возможном непостоянстве массы протона? Давайте рассмотрим основные гипотезы, выдвигаемые по этому поводу учеными.

Лаборатория физики

Основные гипотезы о непостоянстве массы протона

В 1998 году группа ученых под руководством Джона Уэбба опубликовала работу, в которой высказала предположение о том, что масса протона может со временем уменьшаться. Эта гипотеза основывалась на анализе спектров далеких галактик.

Согласно гипотезе Уэбба, масса протона за последние 10 миллиардов лет могла уменьшиться примерно на 0,002%. Подобные вариации массы протона могут объяснить некоторые наблюдаемые астрофизические эффекты.

Эксперименты по проверке постоянства массы покоя протона

Гипотеза Уэбба вызвала большой интерес в научном сообществе. Для проверки этой идеи были поставлены специальные эксперименты по сверхточному сравнению массы протона в настоящее время и в прошлом.

Одно из таких исследований проводилось в Гарвард-Смитсоновском центре астрофизики под руководством Майкла Мерфи. Ученые проанализировали спектр молекулярного водорода в далеких галактиках и сравнили его со спектром лабораторного образца водорода на Земле.

Результаты показали, что за последние 7 миллиардов лет масса покоя протона изменилась не более чем на одну миллиардную долю. Это позволило сделать вывод о том, что масса протона остается постоянной величиной.

Теоретические объяснения постоянства массы покоя протона

Полученные экспериментальные данные согласуются с современными теоретическими моделями в физике элементарных частиц. Стандартная модель, описывающая фундаментальные взаимодействия, предсказывает стабильность протона и неизменность его массы.

Постоянство массы протона объясняется тем, что протон является стабильной частицей и не подвержен распаду. Согласно теории, время жизни протона составляет не менее 1029 лет.

Таким образом, все имеющиеся на сегодняшний день экспериментальные данные и теоретические выкладки свидетельствуют о том, что масса покоя протона действительно является фундаментальной константой природы. Ее значение остается неизменным на протяжении всей истории Вселенной.