Промышленный переворот в Европе: поворотный момент в истории

Промышленный переворот в Европе коренным образом изменил ход мировой истории, положив начало современной индустриальной эпохе. Этот период ознаменовался внедрением машинного производства, ростом фабрик и заводов, развитием транспорта и связи. Последствия промышленной революции ощущаются и сегодня.

Предпосылки промышленной революции в Европе

К XV-XVI векам в Европе наблюдался значительный экономический подъем. Развивались торговые связи между государствами, росли города, появлялись банки. Накапливались капиталы для последующих промышленных инвестиций. В это время зарождается мануфактурное производство, когда вместо отдельных ремесленников появляются централизованные предприятия с разделением труда.

Важную роль сыграла этика протестантизма, проповедовавшая трудолюбие и бережливость. Это создавало благоприятную среду для развития капиталистических отношений.

Среди других факторов, выделяемых экономическими историками, способствовать Промышленной революции могли также:
  • расширение колониальных владений европейских государств, обеспечивавшее дешевое сырье;
  • рост спроса на промышленные товары в Европе и колониях;
  • liberalization of trade, enhancing competition between countries.

Первые промышленные предприятия

Во второй половине XVIII века в Англии появляются первые крупные текстильные фабрики, использующие паровые двигатели и механические ткацкие станки. Одним из первых был предприниматель Ричард Аркрайт, открывший в 1771 году фабрику по производству хлопчатобумажной пряжи с использованием запатентованных им механических прядильных машин.

В это же время бурно развивается добыча угля и производство чугуна. В 1778 году Абрахам Дарби III построил знаменитый Железный мост в Шропшире, который стал первым в мире мостом из чугуна.

Огромное значение для промышленности имело изобретение в 1769 году паровой машины Джеймсом Уаттом. Это позволило использовать механическую энергию пара для приведения в действие промышленного оборудования.

К началу XIX века в Англии насчитывалось уже около 5 тысяч паровых двигателей, применявшихся на заводах и фабриках.

Транспорт и связь

Одним из важнейших нововведений промышленной революции стало строительство сети каналов в Англии, позволивших дешево перевозить грузы. Первым в 1761 году был построен Бриджуотерский канал для перевозки угля.

В 1807 году американский изобретатель Роберт Фултон построил первый в мире пароход. А в 1825 году в Англии была открыта первая в мире железная дорога общественного пользования Стоктон – Дарлингтон.

Огромный технический прогресс произошел в области связи. В 1837 году была налажена электрическая телеграфная связь между Лондоном и Бирмингемом.

Английский промышленный город 19 века

Новые отрасли промышленности

В ходе промышленного переворота в Европе появились и стали активно развиваться новые отрасли промышленности.

Одной из важнейших стала химическая промышленность. В XVIII веке были изобретены промышленные способы производства серной кислоты, соляной кислоты, карбоната натрия, хлорной извести и других веществ, нашедших широкое применение.

Началось производство электротехнического оборудования - электродвигателей, осветительных приборов, кабелей. Электричество стало активно внедряться на промышленных предприятиях.

Интенсивно развивалось машиностроение, производство металлообрабатывающих станков, паровых машин и двигателей внутреннего сгорания.

Появилась военная промышленность, специализирующаяся на производстве оружия, боеприпасов и военной техники.

Распространение промышленного переворота

Промышленный переворот, начавшийся в конце XVIII века в Англии, со временем охватил и другие европейские страны.

Во Франции активная индустриализация началась после 1830 года. Было построено много текстильных фабрик, металлургических, машиностроительных заводов.

В Германии промышленное производство выросло в несколько раз после отмены таможенных барьеров в 1834 году. Активно строились железные дороги, развивалась химическая промышленность.

В США освоение природных ресурсов, строительство заводов и фабрик ускорилось после Гражданской войны в 1865 году. К концу XIX века США превратились в одну из ведущих промышленных держав.

Даже отсталые аграрные страны вроде России и Японии не избежали проникновения элементов машинного производства.

Социальные последствия

Промышленный переворот в Европе повлек за собой и серьезные социальные потрясения.

Миллионы обнищавших крестьян мигрировали в города, где формировался новый рабочий класс - пролетариат. Условия труда на фабриках были очень тяжелыми, широко использовался детский труд.

В ответ на эксплуатацию стали создаваться рабочие союзы и профессиональные объединения, отстаивавшие интересы наемных работников.

Шестерня паровой машины 19 века

Экономические последствия

Промышленный переворот привел к колоссальному росту объемов промышленного производства. Если в начале XIX века вся промышленность Англии производила продукции на сумму около 200 млн фунтов стерлингов в год, то к 1900 году эта цифра выросла до 2 млрд фунтов.

Благодаря внедрению машин и разделению труда резко выросла производительность труда. Например, в хлопчатобумажной промышленности Англии производительность труда увеличилась с 1770 по 1815 год почти в 10 раз.

Промышленный подъем привел к росту национальных богатств европейских государств. Усилилась конкуренция между странами за рынки сбыта и источники сырья.

Новые экономические теории

Промышленный переворот стимулировал развитие экономической науки. Появились теории, объясняющие закономерности нового капиталистического способа производства.

Адам Смит сформулировал концепцию свободного рынка и невидимой руки, регулирующей хозяйственную жизнь. Давид Рикардо разработал трудовую теорию стоимости.

Карл Маркс проанализировал противоречия капитализма и обосновал неизбежность социальной революции пролетариата.

Вторая промышленная революция

С 1870-х годов в промышленно развитых странах началась вторая волна технологических изменений, называемая второй промышленной революцией.

Характерными чертами этого периода стали электрификация производства, внедрение конвейеров и поточных линий, появление двигателя внутреннего сгорания.

Промышленный переворот оказал огромное влияние на весь последующий ход мировой истории, заложив фундамент современной цивилизации.

Урбанизация

Одним из важнейших социальных последствий промышленной революции стала быстрая урбанизация, рост городов за счет притока сельского населения.

Например, население Лондона увеличилось с 1 млн человек в 1800 году до 6,5 млн к 1900 году. Другие крупные города Англии также стремительно росли.

Подобные процессы наблюдались и в других странах Европы. К 1914 году доля городского населения в Великобритании достигла 80%, в Бельгии - 60%, в Германии - 55%.

Демографический рост

Благодаря росту производства продовольствия и улучшению медицинского обслуживания резко сократилась смертность в развитых странах. Это привело к демографическому взрыву.

Например, численность населения Англии выросла с 16 млн человек в 1801 году до 46 млн к 1914 году. Аналогичный прирост наблюдался и в других европейских странах.

Повышение уровня жизни

Несмотря на тяжелые условия труда, промышленная революция в целом привела к росту жизненного уровня населения развитых стран.

Стали доступны такие товары массового потребления, как одежда, обувь, мебель, бытовая техника. Улучшились жилищные условия.

Технический прогресс

Промышленный переворот запустил лавинообразный технический прогресс во всех сферах человеческой деятельности.

Появились паровозы, автомобили, самолеты, радио, телефон - целый ряд изобретений, кардинально изменивших облик цивилизации.

Промышленная революция положила начало формированию единого мирового рынка и интернационализации экономической жизни.

Развитие транспорта и связи способствовало сближению народов и культур. Произошла интеграция национальных экономик в мировое хозяйство.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.