Психологическая теория деятельности: основные положения и ключевые идеи

Психологическая теория деятельности - фундаментальное направление в отечественной психологии, изучающее психику через призму деятельности. Узнайте в этой статье основные положения и идеи, лежащие в основе этой теории.

История возникновения теории деятельности

Теория деятельности зародилась в отечественной психологии в 1920-е годы. Ее возникновение было обусловлено потребностью в новом подходе к изучению психики, который учитывал бы роль общественных отношений и активность самого субъекта.

Основоположником теории деятельности по праву считается С.Л. Рубинштейн. Уже в 1922 году в работе "Принцип творческой самодеятельности" он сформулировал идею о том, что психические процессы опосредуются деятельностью субъекта. В 1930-е годы С.Л. Рубинштейн развил принцип единства сознания и деятельности, который лег в основу теории.

Параллельно разработкой теории деятельности занимался А.Н. Леонтьев вместе с представителями Харьковской психологической школы. Они рассматривали психику как форму активного отражения субъектом объективной реальности в процессе деятельности. А.Н. Леонтьев внес значительный вклад в изучение структуры деятельности.

Основные принципы теории деятельности

Теория деятельности базируется на следующих основных принципах:

  • Деятельность является предметом изучения психологии, поскольку именно в деятельности проявляются психические процессы человека.
  • Существует неразрывное единство сознания и деятельности. Сознание не может рассматриваться в отрыве от деятельности субъекта.
  • Деятельность носит активный, преобразующий характер и направлена на изменение внешнего мира или самого субъекта.
  • Необходимо различать внешнюю практическую деятельность и внутреннюю психическую деятельность, которые находятся в диалектическом единстве.

Эти принципы позволили по-новому взглянуть на проблемы психики, сознания и личности в отечественной психологии.

Структура деятельности

Согласно теории деятельности, в структуре деятельности можно выделить следующие основные компоненты:

  1. Мотивы, которые побуждают человека к осуществлению деятельности и придают ей личностный смысл.
  2. Цели как идеальный предвосхищаемый результат деятельности.
  3. Действия, с помощью которых достигаются цели деятельности.
  4. Операции - исполнительские компоненты действия.

Действия подразделяются на разные виды в зависимости от их функций:

  • исполнительные действия, направленные на преобразование объекта.
  • ориентировочные действия, обеспечивающие ориентировку в ситуации.
  • контрольные действия, позволяющие следить за ходом деятельности.
  • оценочные действия, дающие возможность соотнести результат с целью.

Операции представляют собой автоматизированные компоненты действия, способы его осуществления. Они меняются в зависимости от условий протекания деятельности.

Высшие психические функции

В рамках теории деятельности анализируется формирование высших психических функций. К ним относятся сложные процессы, которые имеют социальную природу и носят опосредованный характер.

Основные признаки высших психических функций:

  • опосредованность с помощью знаковых систем.
  • произвольный и сознательный характер.
  • зависимость от социальных факторов.

Знаковое опосредование, в частности с помощью речи, играет ключевую роль в формировании высших психических функций. На нейрофизиологическом уровне им соответствуют сложные функциональные системы головного мозга.

Таким образом, теория деятельности позволила объяснить качественные отличия психики человека от психики животных.

Портрет школьника на уроке

Генезис высших психических функций

Теория деятельности уделяет большое внимание анализу генезиса, то есть происхождения и формирования высших психических функций в онтогенезе.

Согласно представлениям Л.С. Выготского, развитие высших психических функций проходит две основные стадии:

  1. Интерпсихическая стадия, когда функция существует как форма взаимодействия между людьми.
  2. Интрапсихическая стадия, когда происходит интериоризация, т.е. превращение функции во внутренний процесс.

Так, речь сначала выполняет коммуникативную функцию в общении ребенка и взрослого, а затем становится внутренним средством мышления. Происходят процессы интериоризации внешней деятельности.

Формирование произвольных движений

Важный аспект генезиса высших психических функций - формирование произвольных движений. Согласно психологической теории деятельности, первоначально движения ребенка носят непроизвольный характер.

Произвольность возникает благодаря речевому опосредованию - сначала в форме внешних инструкций взрослого, затем в виде внутренней речи ребенка. Таким образом, происходит переход контроля за движениями к сознательной регуляции.

Дети играют на перемене

Характеристика ведущей деятельности

Согласно психологической теории, на каждом возрастном этапе существует ведущая деятельность, в процессе которой формируются психологические новообразования возраста.

К основным видам ведущей деятельности относят:

  • непосредственное эмоциональное общение младенца.
  • предметно-манипулятивная деятельность в раннем возрасте.
  • сюжетно-ролевая игра в дошкольном детстве.
  • учебная деятельность в младшем школьном возрасте.

Анализ ведущей деятельности позволяет проследить логику психического развития ребенка.

Игровая деятельность дошкольников

Особое внимание психологическая теория деятельности уделяет игре как ведущей деятельности дошкольного возраста. В игре ребенок воспроизводит действия взрослых, овладевает социальными ролями.

Сюжетно-ролевая игра способствует развитию всех сторон психики ребенка, в том числе речи, воображения, произвольности. Так происходит усвоение опыта человеческой деятельности.

Особенности учебной деятельности

В младшем школьном возрасте на первый план выходит учебная деятельность. Она направлена на овладение научными понятиями, интеллектуальными операциями, основами наук.

Учебная деятельность имеет следующие характерные особенности:

  • Носит систематический и развернутый характер.
  • Опосредована учебным материалом и речью учителя.
  • Происходит под руководством учителя.
  • Направлена на овладение обобщенными способами действий.

В процессе учебной деятельности формируются основные психологические новообразования младшего школьника.

Критика традиционной системы обучения

В рамках теории деятельности была подвергнута критике традиционная система обучения, основанная на усвоении готовых знаний.

Отмечалось, что такая система:

  • Не учитывает закономерности развития ребенка.
  • Не формирует активную познавательную позицию.
  • Приводит к формализму знаний.
  • Не развивает теоретическое мышление.

Теория развивающего обучения

На основе теории деятельности была разработана концепция развивающего обучения, нацеленного на развитие ребенка.

Основные принципы развивающего обучения:

  • Опора на закономерности детского развития.
  • Формирование понятийного мышления.
  • Ориентация на "зону ближайшего развития".
  • Ведущая роль теоретических знаний.

Эта концепция оказала большое влияние на развитие современной педагогики.

Перспективы применения теории

Идеи теории деятельности активно разрабатываются и применяются в наши дни в различных областях психологии.

Перспективные направления использования теории:

  • Проектирование развивающих образовательных программ.
  • Анализ социально-психологических феноменов.
  • Исследование нарушений деятельности при различных заболеваниях.
  • Создание методов психологической коррекции и реабилитации.

Теория деятельности сохраняет огромный потенциал для решения новых научных и практических задач современной психологии.

Вклад Л.С. Выготского в теорию деятельности

Огромный вклад в разработку теории деятельности внес выдающийся психолог Л.С. Выготский. Он исследовал процессы памяти и мышления с позиций деятельностного подхода.

Ключевые идеи Выготского:

  • Выделение натуральных и культурных психических функций.
  • Понятие интериоризации как усвоения общественного опыта.
  • Роль знакового опосредования в формировании высших психических функций.

Труды Выготского заложили основу культурно-исторической теории в рамках деятельностного подхода.

Разработка А.Н. Леонтьевым структуры деятельности

А.Н. Леонтьев внес большой вклад в исследование структуры человеческой деятельности. Он выделил в ней такие компоненты, как действия, операции, мотивы.

Другие важные идеи Леонтьева:

  • Анализ внешней практической и внутренней психической деятельности.
  • Исследование формирования психики в филогенезе.
  • Изучение роли ведущей деятельности в психическом развитии.

Вклад Д.Б. Эльконина в теорию развивающего обучения

Значительный вклад в развитие идей теории деятельности внес Д.Б. Эльконин. Он проанализировал психологические особенности учебной деятельности.

Эльконин обосновал необходимость:

  • Опоры обучения на закономерности детского развития.
  • Формирования теоретического мышления.
  • Активной познавательной позиции учащихся.

Его идеи легли в основу современной концепции развивающего образования.

Применение теории деятельности в социальной психологии

Положения теории деятельности активно используются в исследованиях социальных психологов.

Они позволяют анализировать:

  • Групповую деятельность и взаимодействие.
  • Феномены лидерства и конформизма.
  • Процессы принятия совместных решений.
  • Механизмы усвоения социальных норм.

Теория деятельности открывает новые возможности для понимания социально-психологических явлений.

Изучение нарушений деятельности при психических заболеваниях

В клинической психологии идеи теории деятельности используются для анализа нарушений высших психических функций и деятельности при различных заболеваниях.

Это позволяет выявлять:

  • Нарушения мотивационно-смысловой сферы.
  • Недостатки регуляции и контроля.
  • Ослабление когнитивных процессов.
  • Нарушения коммуникации и социального взаимодействия.

На этой основе разрабатываются методы психологической коррекции и реабилитации.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество