Нравственное воспитание дошкольников: формирование ценностей с детства

Нравственное воспитание дошкольников - это закладывание фундамента личности ребенка. Как правильно привить ребенку ценности, которыми он будет руководствоваться всю жизнь? Давайте разберемся.

Сущность нравственного воспитания

Нравственное воспитание - целенаправленный процесс формирования морально-нравственных качеств личности. Это сложный педагогический процесс, включающий в себя:

  • формирование системы этических знаний и представлений;
  • воспитание моральных чувств;
  • выработку навыков и привычек нравственного поведения.

Нравственное воспитание начинается с раннего детства, когда у ребенка только начинает формироваться личность. Дошкольный возраст - очень важный и ответственный этап становления человека. Именно в этом возрасте закладываются основы личности - характер, отношение к миру, ценности и убеждения.

Задачи нравственного воспитания дошкольников

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников:

  • Формирование начал мировоззрения и нравственной позиции;
  • Воспитание гуманного отношения к людям;
  • Развитие нравственных чувств и норм поведения.

Более подробно задачи можно разделить на две группы:

  1. Задачи по формированию механизма нравственного воспитания:
      Формирование нравственных представлений и понятий; Воспитание нравственных чувств; Формирование привычек и норм нравственного поведения.
  2. Задачи, отражающие конкретные нравственные качества:
      Воспитание гуманности; Воспитание патриотизма; Воспитание трудолюбия; Воспитание коллективизма.

Эти задачи решаются во всех видах деятельности детей: игре, труде, обучении.

Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение.

Компоненты нравственного качества

Любое нравственное качество включает в себя три основных компонента:

  • Нравственные чувства и переживания;
  • Привычки и нормы нравственного поведения;
  • Нравственные представления и знания.

При формировании нравственного качества нужно воздействовать на все эти компоненты. Нельзя, например, привить ребенку нормы поведения, не формируя соответствующих чувств и представлений.

Воспитатель читает книгу трем дошкольникам, сидящим на ковре в группе детского сада

Механизм формирования нравственного качества

Механизм формирования нравственного качества можно представить так:

Нравственное качество = Знания и представления + Мотивы и отношение + Чувства + Навыки и привычки + Поведение и поступки

Знания и представления Дают понимание сути качества
Мотивы и отношение Формируют желание овладеть качеством
Чувства Придают процессу личностную окраску
Навыки и привычки Закрепляют качество на практике
Поведение и поступки Проверяют устойчивость сформированного качества

Таким образом, чтобы сформировать нравственное качество, нужно последовательно воздействовать на все компоненты по описанной схеме. Ни один из компонентов нельзя исключать или менять местами.

Формирование нравственных представлений и мотивации

Первым этапом является формирование нравственных представлений и мотивации. Ребенок должен понимать суть нравственного качества и осознавать необходимость его развития.

Например, прежде чем требовать от ребенка быть отзывчивым и помогать слабым, нужно сформировать у него представление о том, что такое отзывчивость, объяснить, почему важно помогать тем, кто слабее. Тогда у ребенка возникнет внутренняя мотивация к овладению этим качеством. Для формирования представлений используют:

  • Беседы;
  • Художественные произведения (сказки, рассказы);
  • Анализ примеров из жизни.

Воспитание нравственных чувств и отношений

Следующий важный этап - формирование нравственных чувств и эмоционального отношения к моральным нормам. Это придает процессу личностный смысл для ребенка.

Например, нужно не просто объяснить, что нужно делиться и помогать другим детям. А воспитать такие чувства, как сострадание, сопереживание, отзывчивость. Тогда помощь другому станет для ребенка эмоциональной потребностью.

Формирование привычек нравственного поведения

Далее необходимо закрепить нравственные чувства и представления в конкретных формах поведения и поступках. То есть выработать полезные привычки.

Например, привычки здороваться, прощаться, благодарить. Эти простые по форме привычки несут глубокий нравственный смысл - уважение к людям, вежливость, тактичность.

Нравственное воспитание дошкольников на примере конкретной ценности

Рассмотрим формирование какого-либо конкретного нравственного качества у дошкольников по описанной схеме. Возьмем, к примеру, такое важное качество как трудолюбие.

  1. Формирование представлений о труде, его роли в жизни;
  2. Воспитание положительного отношения к труду;
  3. Приучение к конкретным трудовым навыкам;
  4. Побуждение к трудовой активности, поощрение инициативы.

Так поэтапно происходит усвоение базовой ценности - ценности труда, трудолюбия. То же самое можно применить для любого другого нравственного качества.

Роль взрослых в нравственном воспитании

В нравственном становлении ребенка огромную роль играет личный пример взрослых - родителей, воспитателей, педагогов. Дети копируют их поведение, ценности, реакции на различные ситуации.

Поэтому взрослый сам должен обладать теми нравственными качествами, которые стремится привить ребенку. И ребенок будет брать с него пример, даже если ему об этом не говорить.

Девочка в разговоре с воспитателем в игровой комнате детского сада зимним утром

Типичные ошибки взрослых

К сожалению, далеко не все родители и педагоги понимают важность нравственного воспитания. Рассмотрим типичные ошибки.

  • Попустительство, вседозволенность;
  • Чрезмерная строгость и авторитарность;
  • Противоречивые требования от разных взрослых;
  • Отсутствие личного примера;
  • Формальное отношение к вопросам морали и нравственности.

Все эти подходы не приводят к положительному результату. Они формируют противоречивое, а порой и циничное отношение к моральным нормам.

Возрастные особенности нравственного развития

Необходимо учитывать возраст ребенка при выборе методов нравственного воспитания. Рассмотрим основные возрастные особенности.

  1. 3-4 года - идет усвоение элементарных норм поведения;
  2. 4-5 лет - формируются первые этические представления;
  3. 5-6 лет - возникает внутренняя позиция в оценке поведения;
  4. 6-7 лет - появляется способность к самооценке.

В разные периоды разный упор нужно делать на те или иные компоненты нравственного воспитания.

Прогноз и рекомендации

Если уделять должное внимание нравственному воспитанию с раннего детства, можно заложить прочный фундамент нравственности на всю жизнь. Для этого важно:

  • Серьезно и осознанно подойти к этому вопросу;
  • Правильно расставлять приоритеты в воспитании;
  • Быть последовательными и настойчивыми.

Тогда усилия обязательно принесут положительные плоды.

Методы нравственного воспитания дошкольников

Рассмотрим основные методы нравственного воспитания, применимые для дошкольников:

  1. Поощрение и порицание - стимулируют нужное поведение;
  2. Поручения - приучают к полезным привычкам;
  3. Личный пример педагога - ребенок копирует модель поведения;
  4. Беседы - формируют нравственные представления;
  5. Чтение художественной литературы - ненавязчиво прививает ценности.

Все методы должны применяться в комплексе и взаимосвязи для достижения желаемого результата.

Критерии сформированности нравственных качеств

Как же понять, сформировано ли то или иное нравственное качество? Критерии:

  • Ребенок объясняет значение качества;
  • Эмоционально переживает по его поводу;
  • Стремится к соответствующим формам поведения;
  • Проявляет инициативу в нужных ситуациях.

Педагогические условия эффективности

Чтобы нравственное воспитание было по-настоящему эффективным, нужны определенные условия:

  • Единство требований всех педагогов и родителей;
  • Согласованность методов воздействия;
  • Преемственность нравственного развития на всех этапах взросления.

Тогда заложенные с детства ценности сохранятся на всю жизнь.

Роль игры в нравственном воспитании

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Поэтому ее можно активно использовать для решения задач нравственного воспитания.

В игре у ребенка формируются:

  • Коммуникативные навыки;
  • Способность сопереживать и помогать;
  • Представления о разных социальных ролях.

С помощью игры можно моделировать разные ситуации нравственного выбора, формируя нужные качества.

Использование художественных средств

Большой воспитательный потенциал несут в себе произведения художественной культуры:

  • Сказки;
  • Мультфильмы;
  • Детская литература.

Яркие образы и сюжеты западают в душу ребенка, формируя ценностную парадигму.

Нравственное воспитание в повседневности

Процесс нравственного воспитания должен быть вплетен в повседневную жизнь ребенка. Любые режимные моменты и занятия можно использовать для решения соответствующих воспитательных задач.

Диагностика уровня нравственного развития

Для отслеживания динамики и корректировки воспитательного процесса необходима диагностика уровня развития нравственных качеств.

Основные диагностические методы:

  • Наблюдение;
  • Беседы с детьми;
  • Опросы и тестирование.

Работа с родителями по нравственному воспитанию

Большое значение имеет взаимодействие педагогов и родителей в вопросах нравственного воспитания. Необходимо:

  • Проводить тематические родительские собрания;
  • Консультировать родителей по вопросам морального развития детей;
  • Привлекать родителей к участию в воспитательном процессе;
  • Давать рекомендации по формированию нравственных качеств в семье.

Профилактика нравственной деформации

Необходимо своевременно выявлять и корректировать возможные нравственные проблемы в развитии ребенка:

  • Проявления агрессии и жестокости;
  • Эгоизм, нежелание делиться, помогать;
  • Отказ от выполнения поручений, лени.

Для этого важно регулярное наблюдение и при необходимости - консультация детского психолога.

Зависимость результата от настроя взрослых

Хочется еще раз подчеркнуть, что успех нравственного воспитания во многом зависит от того, насколько сами взрослые осознают его важность и готовы приложить необходимые усилия.

Без внутренней убежденности педагога, его личной вовлеченности в этот процесс добиться высоких результатов не удастся.

Преодоление трудностей в нравственном воспитании

Процесс нравственного воспитания не всегда проходит гладко и сталкивается с определенными сложностями:

  • Негативное влияние внешней среды;
  • Отсутствие согласованности требований со стороны разных педагогов и родственников ребенка;
  • Личностные особенности самого ребенка.

Чтобы преодолеть эти трудности, необходим комплексный подход:

  1. Минимизировать воздействие вредных факторов;
  2. Добиваться единства требований всех взрослых;
  3. Учитывать индивидуальные особенности ребенка при выборе методов воздействия.

Анализ результативности работы

Педагоги должны периодически анализировать эффективность проводимой работы по нравственному воспитанию:

  • Анализ динамики развития отдельных нравственных качеств у детей за определенный период;
  • Анализ типичных проблем в поведении;
  • Корректировка планов и программ нравственного воспитания.

Такой анализ позволит выстраивать работу в соответствии с реальной ситуацией.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.