Теологические корни права: теория происхождения

Право имеет глубокие исторические корни. Одна из теорий его происхождения – теологическая – утверждает, что право создано Богом для регулирования жизни людей. Давайте разберемся, как зародилась эта концепция и какое влияние она оказала на развитие права.

Зарождение теологической теории в древних цивилизациях

Корни теологической теории происхождения права можно проследить в древних цивилизациях Египта, Вавилона, Индии и Китая. В Египте существовал культ фараонов как земных воплощений богов. Египетский жрец Манефон писал, что поколению земных правителей предшествовало поколение богов и полубогов.

В Древнем Китае императоры также считали свою власть божественной. Конфуцианец Дун Чжуншу развил идею о том, что императоры являются светлой силой ян, а народ – темной силой инь. Таким образом, власть императоров имела небесное происхождение.

В основе законов царя Хаммурапи в Вавилоне также лежали религиозные предписания. Хаммурапи получил текст своего законодательного кодекса от верховного божества – бога Шамаша.

Египетские пирамиды туманным закатом

Развитие теории в средневековой Европе

Дальнейшее развитие теологическая теория происхождения права получила в трудах христианских мыслителей средневековой Европы.

Августин Блаженный разделял все человечество на два «града» - град земной и град небесный. По его мнению, земной город, в том числе государство и право, является творением грешного человека, а идеальный божественный порядок может быть установлен только на небесах.

Фома Аквинский полагал, что миром, включая общество и государство, управляет «божественный разум». Право также имеет божественное происхождение и призвано регулировать жизнь людей в соответствии с волей Бога.

Согласно Фоме Аквинскому, суть справедливости как основы права заключается в воздаянии каждому того, что ему принадлежит.

В целом в средневековом правосознании право тесно переплеталось с религиозными догматами и рассматривалось как одно из проявлений божественной воли.

Портрет Фомы Аквинского святым нимбом

Проявления теологической теории в Новое время

В Новое время теологическая теория использовалась для обоснования неограниченной власти монархов «милостью божьей». В частности, ее идеи развивал французский мыслитель Жозеф де Местр.

  • Монархи объявляли себя помазанниками божьими, чья власть имеет сакральное происхождение
  • Подданные должны были беспрекословно подчиняться монарху как представителю воли Бога на Земле

Такое использование теологической теории было направлено на укрепление абсолютной монархии и божественного происхождения королевской власти.

Современное воплощение теологической теории

И в наши дни теологическая теория происхождения права находит своих сторонников. Официально она признана Ватиканом. Католическая церковь и сегодня отстаивает божественную природу права.

Эта концепция лежит также в основе правовых систем некоторых мусульманских государств, например Ирана и Саудовской Аравии. Законы шариата базируются на представлениях о божественном происхождении норм права, заложенных Аллахом.

Из современных мыслителей идеи теологической теории развивал французский философ-неотомист Жак Маритен. Он утверждал, что в основе любых человеческих начинаний лежит «первоинициатива» Бога.

Теологическая теория в истории России

Теологическая теория происхождения права нашла свое отражение и в русской истории. В «Повести временных лет» приводится легенда о том, как апостол Андрей посетил земли будущей Руси в I веке н.э. и предсказал основание Киева и расцвет православия в этом регионе.

Ключевым моментом становления древнерусской государственности в православной традиции считается Крещение Руси при князе Владимире. Принятие христианства положило начало формированию религиозных основ русского права.

Причины устойчивости теологической теории

Несмотря на научный прогресс, теологическая теория происхождения права сохраняет сторонников и в наши дни. Это можно объяснить следующими причинами:

  • Теория опирается не столько на рациональные доводы, сколько на веру, которая неподвластна науке
  • Для верующих людей теологическая концепция не требует доказательств и кажется очевидной
  • Церкви и религиозные лидеры заинтересованы в сохранении статуса божественного происхождения права, поскольку это укрепляет их власть и авторитет

Критика теологической теории

В то же время теологическая теория подвергается и обоснованной критике со стороны ученых. Основные контраргументы заключаются в следующем:

  1. Невозможность научной проверки и опровержения религиозных догм
  2. Исторически право формировалось под влиянием множества факторов, не только религиозных представлений
  3. Теологическая теория не дает ответа на ряд правовых вопросов, что ограничивает ее объяснительные возможности как научной концепции

Будущее теологической теории

Несмотря на критику, в обозримой перспективе теологическая теория происхождения права, вероятно, сохранит определенное влияние среди религиозных мыслителей и в некоторых теократически государствах. Вместе с тем позиции других, более научных подходов к пониманию истоков права будут усиливаться по мере развития юридической науки и светских представлений об обществе.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.