Средневековый богослов Фома Аквинский в 13 веке сформулировал пять логических доводов существования Бога. Эти аргументы основаны на разуме, а не на вере. Давайте разберемся в них подробнее.
Первое доказательство: через движение
Первый аргумент Фомы гласит: все, что движется, когда-то было приведено в движение чем-то другим. Но этот процесс не может идти до бесконечности. Значит, в начале должен стоять Первый Двигатель - неподвижный и вечный, который и есть Бог.
Эту мысль еще в 12 веке высказал Аверроэс, опираясь на идеи Аристотеля о движении. Согласно ему, мир вечен, но в нем постоянно происходят изменения. А значит, должна быть вечная Причина, поддерживающая эти изменения - Перводвигатель.
Ничто не может само себя привести в движение или изменить.
Однако противники указывают: из вечности движения не следует один конкретный Перводвигатель. Это может быть и природный механизм.
Тем не менее, интуитивно мы понимаем: любая цепочка причин и следствий должна быть ограничена. И в ее начале должно стоять нечто фундаментальное.
Второе доказательство: через причинность
Этот аргумент похож на первый, но рассматривает не движение, а возникновение. Все, что начинает существовать, имеет причину. Цепочки причин и следствий не могут тянуться до бесконечности. Стало быть, в начале стоит Первопричина всего сущего - Бог.
Это одно из древнейших доказательств бытия Бога еще со времен античности. Платон писал в "Тимее": необходим Перводвигатель, сам не движимый, вечный, причастный жизни и вечности.
- Ничто не может стать причиной самого себя.
- Бесконечная цепочка причин абсурдна.
- Следовательно, бытие имеет Первопричину - Творца всего сущего.
Однако Дэвид Юм возражал: для объяснения конкретных вещей достаточно других конкретных вещей и сил. Нам не нужно искать за всем этим трансцендентную Причину.
Третье доказательство: из случайного и необходимого
Этот аргумент гласит: в природе есть вещи случайные, которые могут быть, а могут и не быть. Но если бы все в мире было случайным, то ничего бы и не возникло. Стало быть, должно быть Необходимое Существо, чтобы все остальное получило бытие. Это и есть Бог.
Данный довод восходит к учению Плотина в 3 веке о Едином как истоке всего сущего. Согласно Плотину, наш мир - это эманации, истекающие из высшего начала. То есть из Необходимого Существа - Единого.
В основе мира лежит не случайность, а высший замысел.
Однако Декарт указывал: из существования конечных вещей нельзя логично вывести бесконечную. Мы не можем делать выводы о природе Бога, основываясь только на особенностях нашего мира.
Четвертое доказательство: по степеням совершенства
В природе мы наблюдаем различную степень совершенства существ и предметов. Но такие степени имеют смысл, только если есть наивысшая из них. Это говорит о существовании Абсолюта - Бога как вершины всех совершенств.
Эта идея восходит к Платону, который писал об иерархии Идей-Форм. Самая высшая из них - Благо. Все остальные идеи участвуют в Благе и тянутся к нему.
Пять доказательств существования бога: одно из них как движение к вершине всех совершенств. Несовершенство есть только умаление, а совершенство не может быть таковым.
Однако Джон Стюарт Милль возражал: почему Абсолют должен быть личностным Богом? Это может быть принцип или закон.
Пятое доказательство: из целевой упорядоченности мира
Теория пять доказательств существования Бога упорядочена и имеет цель. А разумный порядок предполагает Разумного Устроителя - Бога.
Эту идею высказывал еще Цицерон в трактате "О природе богов". Порядок в природе указывает на мудрого Создателя. Позже аналогично рассуждал и Фома Аквинский.
Разумный порядок мира не мог возникнуть случайно.
Однако Дэвид Юм возражал: целесообразность в природе можно объяснить и без Бога - принципом самоорганизации.
День святого Фомы Аквинского
28 января Католическая церковь отмечает день памяти святого Фомы Аквинского (иначе Фомы Аквината, Томаса Аквината). Он признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, соединившим христианское вероучение с идеями Аристотеля.
Основной принцип философии Фомы Аквинского — гармония веры и разума. Он попытался рационально доказать существование Бога и отклонить возражения против истин веры.
Учение Фомы Аквинского было признано «единственно истинной философией католицизма». Оно оказало значительное влияние на духовную жизнь современного западного общества.
Фома Аквинский — покровитель римско-католических школ, колледжей, университетов, академий, апологетов, философов, богословов и продавцов книг.
Католики молятся святому Фоме о сохранении целомудрия, достижении успеха в учебе, а также с просьбой сохранить во время шторма и молнии.
Предложено шестое доказательство: онтологическое
Это доказательство предложил Ансельм Кентерберийский в 11 веке. Оно основано на понимании Бога как существа, более которого нельзя помыслить. Если мы можем помыслить Его, значит, Он обязательно существует в реальности. Иначе можно было бы помыслить нечто еще более великое.
Декарт использовал похожий аргумент: идея совершенного Бога присутствует в нашем разуме. Но сами мы не могли ее создать. Стало быть, есть Бог, вложивший ее в нас.
Пять доказательств существования бога и шестое - доказательство наличия наиболее великого Существа.
Седьмое доказательство: физико-теологическое
Этот аргумент гласит: мудрое устройство Вселенной, живых существ и человека с необходимостью предполагает высочайший Разум - Бога-Творца. Природа слишком сложна и гармонична для случая.
Так считали многие ученые Нового времени - Коперник, Кеплер, Ньютон. Они видели в законах физики проявление замысла Создателя.
Доказательство Разумного Зодчего природы и человека.
Восьмое доказательство: моральное
Этот аргумент принадлежит Иммануилу Канту. Он гласит: наш моральный долг требует справедливости. Но в этом мире она часто не торжествует. Стало быть, должен быть иной мир, где добродетель будет вознаграждена. Этот идеал указывает на Бога.
Кант полагал: моральный закон внутри нас предполагает бытие нравственного законодателя этого мира - Бога. Иначе торжество добра было бы невозможно.
Наш долг требует существования Бога как гаранта справедливости.
Однако утилитаристы возразили: мораль объективна и не нуждается в теологических допущениях. Мир сам по себе может быть справедлив.
Девятое доказательство: прагматическое
Согласно американскому философу Уильяму Джеймсу, существование Бога можно проверить опытным путем. Если вера в Него оказывает позитивное влияние на жизнь, значит, есть основания считать Его реальным.
Такой подход исходит из практики, а не из теории. Вера - рабочая гипотеза. И если она эффективна, то верна.
Однако Карл Маркс утверждал: религия - опиум для народа. Она отвлекает от реальных социальных проблем вместо того, чтобы их решать.
Десятое доказательство: интуитивное
Ряд мыслителей, включая Блаженного Августина, считали: Бога можно познать непосредственно - через озарение, внутренний свет. Это знание выше рассудочных доказательств.
Такой опыт мистического единения с Божеством есть у многих святых и подвижников. И это - самое достоверное свидетельство бытия Бога из всех.
Одиннадцатое доказательство: от чуда
Некоторые богословы, например Клод Тресмонтан, утверждали: на протяжении истории происходили чудеса - события, нарушающие законы природы. Их можно объяснить только вмешательством сверхъестественной силы - Бога.
Однако Дэвид Юм возражал, что чудеса - это всего лишь редкие, но возможные события, подчиняющиеся неизвестным пока законам. Их нельзя использовать как доказательство божественного.
Чудо указывает за грань обыденного на иной порядок бытия.
Двенадцатое доказательство: религиозный опыт
Уильям Джеймс полагал, что наиболее убедительным свидетельством бытия Бога является личный религиозный опыт верующих. Их переживания божественного присутствия неопровержимы.
Эту мысль развивал и Рудольф Отто, говоря о нуминозном чувстве трепета и благоговения перед священным. Это указывает на реальность сакрального.
Однако Зигмунд Фрейд считал религиозность иллюзией. А Маркс - самообманом слабых духом.
Тринадцатое доказательство: общественно-культурное
Религиоведы утверждают: все общества верили в духовные силы. Эта вера находит отражение в культуре. Столь всеобщее явление не может быть лишь заблуждением. За ним стоит реальность.
Критика доказательств: Дэвид Юм
Одним из главных критиков доказательств бытия Бога был шотландский философ Дэвид Юм в 18 веке. Он подверг анализу каждый из аргументов.
Во-первых, Юм отрицал причинные доводы, указывая что Первопричина не обязательно должна быть Богом. Это могут быть и природные силы.
Во-вторых, телеологическое доказательство от целесообразности мира, по Юму, опровергается хаосом и несовершенствами мироздания.
В-третьих, апелляция к чудесам наталкивается на их слабую доказуемость. То же касается и интуитивных свидетельств.
Критика доказательств: Иммануил Кант
Немецкий мыслитель Иммануил Кант в "Критике чистого разума" также подверг аргументы Фомы разбору.
Он отмечал, что все они основаны на опыте и случайном мире. Но из таких посылок нельзя логически вывести существование вневременного, внепространственного и превосходящего опыт Бога.
Кант призывал отказаться от попыток рационально доказать бытие Бога и воспринимать Его постулатами веры и разума.