Седзе-манга и аниме - уникальные японские жанры, появившиеся в начале XX века и завоевавшие популярность во всем мире. Седзе буквально переводится как "девушка", это произведения, ориентированные на девушек-подростков и юных девушек. В центре сюжета седзе - героиня и этапы ее взросления, становления как личности. Зачастую затрагиваются темы первой любви, дружбы, поиска себя. Визуально седзе-манга отличается яркими, насыщенными цветами, преувеличенной мимикой и жестами, идеализацией персонажей.
Жанр прошел длительную эволюцию от простых юмористических историй к сложным сюжетам, затрагивающим серьезные темы. Изменился и круг авторов седзе - если изначально это были мужчины, то с 1970-х годов преобладают женщины-мангаки.
Истоки седзе: девичьи журналы начала XX века
Седзе как отдельное направление в японской манге и аниме зародилось в начале XX века с появлением первых журналов, ориентированных специально на девочек-подростков.
Хотя первые седзе-журналы были ориентированы в первую очередь на литературное чтение, они также включали иллюстрации и комиксы. Сначала это были простые одностраничные истории юмористического характера, но постепенно манга становилась все более популярной частью изданий. В 1930-е годы комиксы присутствовали практически в каждом седзе-журнале. Самой известной мангой того времени была «Курукуру Куруми-тян», которую для «Седзе но томо» рисовал мангака Кацудзи Мацумото.
Таким образом, появление специализированных изданий для девушек положило начало и седзе-манге.
Первые манга-истории для девочек
Первые манга для девочек или седзе-манга появились в начале XX века на страницах журналов, ориентированных на девушек. В этих изданиях, таких как «Мир девушки», «Друг девушки» и Shojo Sekai, печатались простые одностраничные комиксы юмористического характера. Особенной популярностью пользовалась «Курукуру Куруми-тян» Кацудзи Мацумото, выходившая в «Друге девушки» в 1938 году.
- Манга в ранних седзе-журналах была примитивной и юмористической, без серьезных сюжетов.
- Самой популярной стала «Курукуру Куруми-тян», печатавшаяся в журнале «Друг девушки».
В период Второй мировой войны манга исчезла из журналов для девочек, так как ее считали чрезмерно легкомысленной. Однако после войны она вновь вернулась на страницы седзе-изданий. Типичной послевоенной мангой была «Anmitsu Hime» Сесукэ Кураканэ, которая продолжила довоенные традиции жанра.
Название манги или журнала | Годы издания или первой публикации |
«Мир девушки» | 1903 |
«Друг девушки» | 1908 |
«Курукуру Куруми-тян» | 1938 |
Появление сюжета и "Принцесса-рыцарь"
Хотя первые манга в седзе-журналах носили юмористический характер, со временем в них начали появляться полноценные сюжеты. Этому во многом способствовала «Принцесса-рыцарь», вышедшая в 1953 году. Автором этой революционной для жанра седзе манги был Осаму Тэдзука.
«Принцесса-рыцарь» повествовала о приключениях девушки по имени Рибон, которая тайно переодевалась рыцарем, чтобы сражаться со злом. Манга имела огромный успех и впервые продемонстрировала потенциал седзе не только как развлекательного, но и драматического жанра.
После выхода «Принцессы-рыцаря» многие авторы последовали примеру Тэдзуки и начали создавать мангу в жанре седзе с более сложными сюжетами и развитием персонажей. Жанр обогатился новыми темами и сюжетами, появились такие разновидности, как махо-седзе и седзе-ай.
Без преувеличения можно сказать, что «Принцесса-рыцарь» Осаму Тэдзуки открыла новую эпоху в истории темы "жанр седзе".
Влияние "Союза 24 года"
В конце 1960-х - начале 1970-х годов на развитие жанра седзе большое влияние оказала группа мангак, известная как «Союз 24 года». Это название произошло от того, что многие участники объединения родились в 24 году периода Сева, то есть в 1949 году.
В состав «Союза 24 года» вошли такие авторы, как Хагио Мото, Юмико Осима и Кэйко Такэмия. Они экспериментировали как с формой, так и с содержанием седзе-манги. Благодаря их творчеству жанр седзе обогатился новыми темами и сюжетами.
Одним из важнейших нововведений, привнесенных «Союзом 24 года», стало появление жанра сенэн-ай. В этих произведениях повествование ведется о романтических отношениях между девушками и юношами. Появление сенэн-ая было связано с особенностями японской культуры того времени, согласно которым девушке не полагалось проявлять инициативу в любовных делах.
Эпоха женщин-мангак
Хотя изначально авторами седзе-манги были преимущественно мужчины, с 1970-х годов на передний план выходят женщины-мангаки. Они внесли огромный вклад в развитие жанра, сделав его по-настоящему ориентированным на девушек.
Одной из первых значимых мангак-женщин стала Есико Ниситани. Еще в 1960-е годы она начала писать истории о взрослеющих японских девушках и их романтических переживаниях. Это кардинально изменило тематику седзе-манги.
- С 1970-х годов ключевую роль в создании седзе играют женщины-мангаки.
- Одной из первых была Есико Ниситани, писавшая о взрослении девушек.
- Женщины-авторы сделали седзе по-настоящему ориентированным на девушек.
В 1970-1980-е годы появилось множество выдающихся мангак-женщин, чье творчество вывело жанр «жанр седзе» на новый уровень популярности. Среди них можно выделить Риеко Икэду с ее знаменитой «Версальской розой», Юкари Итидзе с сериалом «Дизайнер» и Сумику Ямамото с «Эйсом».
Произведения этих и других женщин-авторов затрагивали темы, близкие современным девушкам - любовные переживания, взросление, поиск себя и своего места в жизни. Их героини также отличались от традиционных персонажей седзе - они были сильными личностями, активно боровшимися за свое счастье.
Таким образом, в 1970-1980-е годы жанр седзе претерпел огромные изменения - и во многом это заслуга женщин-мангаков. Их творчество и по сей день определяет лицо этого направления манги и аниме.
Магические девочки и жанр махо-седзе
Одним из популярных поджанров в седзе является махо-седзе, или «девочки-волшебницы». Его отличительной чертой являются главные героини - юные девушки, обладающие магическими или сверхъестественными силами.
Зачастую сюжет махо-седзе строится вокруг превращений главной героини, при которых проявляются ее удивительные способности. Кроме того, у таких персонажей обычно есть волшебные помощники - чаще всего это милые питомцы.
- В махо-седзе главные героини обладают магическими силами.
- Они могут превращаться, раскрывая свои способности.
- У них также есть волшебные питомцы-помощники.
Первым произведением в жанре махо-седзе считается аниме «Ведьма Салли» 1966 года. За ним последовало множество популярных сериалов о «волшебных девочках» - «Магическая Акко», «Принцесса-русалка», «Покемон», «Сейлор Мун».
Благодаря ярким, запоминающимся героиням в жанре махо-седзе и их фантастическим приключениям этот поджанр «жанр седзе» завоевал огромную популярность. Девочки и девушки по всему миру полюбили смотреть истории про магических героинь, сражающихся с монстрами и побеждающих зло своими волшебными силами.
В 1990-2000-е годы на волне интереса к махо-седзе появилось множество мерчендайзинга по мотивам популярных аниме - игрушки, одежда, школьные принадлежности. Выпускались OVA, полнометражные фильмы и даже мюзиклы. Таким образом, жанр махо-седзе вышел далеко за рамки аниме и манги, став полноценным молодежным трендом.
Современное состояние седзе
На данный момент жанр седзе по-прежнему популярен и продолжает развиваться. Современные произведения в этом направлении отличаются большим разнообразием тем и сюжетов. Помимо традиционных историй о любви и взрослении, сегодня существует множество поджанров.
Одним из ключевых в современном седзе является яой - произведения о романтических отношениях между юношами. Этот поджанр очень популярен как среди японской, так и среди зарубежной аудитории.
Кроме того, сегодня активно развивается седзе-манга, связанная с фэнтези и фантастикой. В таких произведениях героини попадают в параллельные миры, путешествуют во времени, вступают в контакт с инопланетянами и так далее.
Тем не менее, несмотря на обилие новых тем и идей, корни современного седзе уходят в историю этого жанра «жанр седзе». Многие популярные сегодня сюжеты и мотивы зародились в манге для девочек еще в середине XX века. А классические произведения и по сей день не теряют актуальности и продолжают выходить в новых экранизациях или изданиях.
Таким образом, несмотря на стремительное развитие индустрии развлечений, жанр седзе сохраняет традиции и остается верным своей изначальной целевой аудитории - девушкам от 12 до 18 лет.
Популярность седзе за пределами Японии
Хотя изначально седзе-манга создавалась для японских девочек и девушек, со временем она завоевала популярность и за пределами Страны восходящего солнца. Особенно активно развивается интерес к этому жанру на Западе.
Одним из первых громких международных хитов в жанре седзе стала «Сейлор Мун» Наоко Такэути. Эта манга и одноименный аниме-сериал о магических девочках-воинах вызвали настоящий фурор в 1990-е годы и по сей день пользуются любовью поклонников.
Успех «Сейлор Мун» открыл дорогу для популяризации жанра «жанр седзе» на Западе. Следом за ней международную известность приобрели «Кард Каптор Сакура», «Токийский мяу-мяу», «Фруитс Баскет» и другие хиты седзе разных лет.
Большинство из этих произведений объединяет яркая, запоминающаяся анимация, милые героини и увлекательные фантастические сюжеты. Таким образом, несмотря на культурные различия, жанр седзе смог найти путь к сердцам девочек и девушек из самых разных стран.
Сегодня интерес к седзе за рубежом не угасает. Любимые классические аниме переиздаются и обретают новых поклонников, а новинки жанра быстро получают мировое признание. Есть все основания полагать, что и в будущем зарубежная аудитория будет оставаться важной частью популярности жанра седзе.