Как правильно настроить пахотный плуг для эффективной вспашки

Правильная настройка пахотного плуга имеет большое значение для качественной вспашки поля. От того, насколько точно отрегулированы рабочие органы плуга, зависит равномерность глубины вспашки, качество оборота пласта, а также износ самого плуга и расход топлива трактором.

В данной статье мы рассмотрим основные моменты, на которые нужно обращать внимание при настройке пахотного плуга перед работой в поле. Разберем типичные ошибки при регулировке и дадим рекомендации по правильной настройке для оптимальных результатов.

Выбор места для регулировки плуга

Чтобы правильно настроить плуг, необходимо выбрать ровную бетонированную площадку или участок дороги, чтобы трактор с плугом стоял строго горизонтально. Это важно для правильной настройки углов наклона и глубины обработки.

Под левые колеса трактора нужно подложить деревянные бруски, чтобы имитировать движение по борозде во время работы. Если трактор полноприводный, то передний и задний бруски должны быть одинаковой высоты. Для трактора с приводом только на задние колеса передний брусок делают на 2-3 см выше. Высота брусков должна быть примерно на 10% меньше планируемой глубины вспашки.

  1. Например, если нужно вспахать на 20 см, то высота брусков должна быть около 18 см.
  2. Это позволит учесть проседание трактора под нагрузкой в реальных условиях.

Перед установкой брусков нужно тщательно очистить площадку от мусора, чтобы колеса и ходовая часть трактора не пострадали. Также следует убедиться, что поверхность достаточно твердая и не деформируется под весом техники.

Выбор ровной бетонированной поверхности для регулировки плуга перед выходом в поле

Установка и выравнивание рамы плуга

После установки трактора на бруски нужно приступать непосредственно к монтажу и регулировке плуга. Сначала плуг устанавливают на трехточечную навеску трактора параллельно поверхности земли.

Это важно для правильной ориентации рабочих органов и равномерной глубины обработки почвы. Несмотря на то, что из-за брусков трактор немного наклонен в борозде, рама плуга должна располагаться строго горизонтально.

Для регулировки положения рамы используется специальный винт. Вращая его, можно смещать плуг влево или вправо для нужной ориентации первого корпуса относительно колес трактора. Расстояние между внутренней стороной колеса и носком плуга должно быть около 30-32 см.

Затем аналогично регулируют положение второго и последующих корпусов плуга. Все рабочие органы должны располагаться на одной линии параллельно поверхности поля.

  1. Точная ориентация корпусов важна для равномерной нагрузки на трактор и качественной вспашки.
  2. На многокорпусных плугах используют специальные маркеры, которые позволяют контролировать выравнивание.

Следующий этап - выравнивание самой рамы плуга. Для этого используют регулировку длины раскосов на трехточечной навеске трактора.

Если правая часть рамы расположена выше левой, нужно удлинить правый раскос и наоборот. А если задняя часть рамы выше или ниже передней, то регулируют длину центрального раскоса, увеличивая или уменьшая его.

Рама считается отрегулированной правильно, если при опускании на грунт, все рабочие органы плотно прилегают к поверхности. Также контролируют зазор между полевой доской и землей - он должен быть около 1,5-2 см.

Регулировка глубины вспашки

Глубина вспашки - один из ключевых параметров настройки плуга. От этого зависит качество оборота пласта, степень заделки растительных остатков, воздухообмен и водный режим почвы.

Для регулировки глубины вспашки сначала правильно подсоединяют плуг к трехточечной навеске трактора - максимально укорачивают правый раскос и регулируют нужную длину центрального раскоса.

Ориентиром служит расстояние от земли до нижней части рамы плуга под первым корпусом - оно должно быть не менее 25 см. Это обеспечит нужный дорожный просвет при работе в поле.

Также регулируют длину ограничительных цепей, чтобы боковой люфт на концах нижних тяг не превышал 2 см.

Для точной установки глубины на каждом корпусе плуга используется специальный винт с метками на опорном колесе. Поворачивая его до нужного деления, выставляют требуемую глубину, а затем фиксируют положение колеса стопорным болтом.

Контролируют правильность настройки опусканием плуга на грунт - лемехи и отвалы каждого корпуса должны касаться почвы и располагаться на одной линии.

Регулировка опорного колеса и тяг для установки нужной глубины вспашки

Настройка угла атаки лемеха

Угол атаки лемеха - это угол между направлением его движения и линией реза почвы. От его величины зависит качество подрезания и отделения пласта, а также усилия сопротивления почвы.

Угол атаки регулируют с помощью отвала - поворотного элемента перед лемехом. При помощи специального винта отвал можно наклонять вперед или назад для изменения угла резания.

Чем сильнее отвал выгнут вперед, тем более полого укладывается срезанный пласт почвы на дно борозды. И наоборот, откидывание отвала назад делает укладку пласта более крутой.

  1. Для обычной вспашки оптимальный угол атаки составляет около 45 градусов.
  2. При большом количестве растительных остатков этот угол можно увеличить до 60 градусов.

Отвалы на всех корпусах плуга должны быть установлены одинаково. Это важно для равномерного качества оборота пласта на всей ширине захвата.

Правильность настройки оценивают визуально - по углу укладки пласта при опускании плуга на грунт или в реальных условиях на небольшом участке поля.

Выставление ширины захвата полосы

Ширина захвата плуга определяется положением крайних корпусов относительно колес или габаритов трактора. Для ее регулировки используется поворотный механизм рамы плуга.

Сначала устанавливают нужный угол поворота рамы с помощью регулировочного винта между рамой и поворотным устройством или изменяют угол поворота самого опорного колеса.

Затем для каждого корпуса отдельно выставляют расстояние от внутренней поверхности колеса трактора до носка корпуса, которое должно быть 30-32 см.

  1. Это делается перемещением корпуса вдоль рамы с помощью специальных пазов и фиксаторов.
  2. При этом важно, чтобы полевая доска была строго параллельна направлению движения трактора.

После установки всех корпусов контролируют общую ширину захвата - она должна соответствовать паспортным данным и условиям работы.

Правильная ориентация полевой доски

Полевая доска - это элемент плуга, который выполняет функции грядиля и предотвращает осыпание вспаханного участка обратно в борозду.

Полевая доска должна быть установлена строго параллельно направлению движения агрегата. Ее положение регулируется центральным винтом плуга.

Если доска развернута влево, плуг будет «уводить» вправо, заставляя водителя выкручивать руль для удержания в борозде. Аналогично происходит и при развороте доски вправо.

Это приводит к повышенному износу ходовой части трактора и увеличению расхода топлива из-за дополнительных усилий на поворот.

  1. Кроме того, при неправильной ориентации доски часть пласта может осыпаться обратно в борозду, снижая качество вспашки.
  2. Также нарушается равномерность глубины обработки и ширины захвата полосы.

Поэтому очень важно верно отрегулировать положение полевой доски центральным винтом так, чтобы она была параллельна ходу трактора.

Правильность ориентации контролируют визуально и по отсутствию «увода» плуга в стороны при работе на поле. Также полезно проверить качество оборота пласта на разных участках захвата.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.