Популярное выражение "грызть гранит науки" часто используется по отношению к студентам, подчеркивая сложность процесса обучения. Однако не все знают его происхождение. Рассмотрим подробнее историю возникновения этой фразы.
Версия о происхождении от Троцкого
Выражение «грызть гранит науки» впервые прозвучало в речи Льва Троцкого на V Всероссийском съезде РКСМ 11 октября 1922 года. Троцкий тогда сказал: «Наука не простая вещь, и общественная наука в том числе, — это гранит, и его надо грызть молодыми зубами. Учитесь, грызите молодыми зубами гранит науки, закаляйтесь и готовьтесь на смену!»
Эта фраза сразу приобрела популярность и распространилась среди молодежи. Уже в 1922 году поэт-футурист С.М. Третьяков в своем стихотворении «Молодая гвардия» написал: «Упорною учебою / Грызем гранит наук». В дальнейшем это выражение закрепилось и стало крылатым благодаря многочисленным цитированиям в литературе и публицистике.
Таким образом, авторство фразы «грызть гранит науки» принадлежит Льву Троцкому, который употребил ее в своей речи в 1922 году. За счет образности и метафоричности это высказывание быстро распространилось в обществе и вошло в широкий обиход.
Альтернативная версия М. Гоца
Существует альтернативная версия происхождения выражения «грызть гранит науки». Ее озвучил российский политик, лидер партии эсеров Виктор Чернов в своих мемуарах «Перед бурей», опубликованных в 1953 году.
В 12-й главе этих мемуаров Чернов рассказывает о событиях 1899 года и приводит слова одного из основателей партии эсеров Михаила Гоца: «Мы здесь, в Германии, грызем гранит науки... это нужно для того, чтобы потом продолжить дело революционной борьбы». Таким образом, по версии Чернова, именно Михаил Гоц является автором этого крылатого выражения.
Однако мемуары Чернова были написаны спустя более 50 лет после описываемых событий. Кроме того, сам Гоц к этому времени давно умер и не мог это подтвердить или опровергнуть. Поэтому версия с авторством Гоца вызывает обоснованные сомнения у историков и исследователей.
Тем не менее, нельзя полностью отвергать возможность того, что выражение действительно было популярно в узких кругах революционной эмиграции еще до 1922 года и Троцкий просто его использовал. Однако документальных подтверждений этому пока найдено не было.
Что вернее: мемуары или цитата
Итак, с одной стороны, есть четкая авторитетная цитата из выступления Троцкого в 1922 году, где он употребляет выражение «грызть гранит науки». А с другой - версия Чернова спустя 50 лет о том, что фразу произнес М.Гоц в 1899 году.
Что же более достоверно и верно в данном случае? Большинство исследователей склоняются к тому, что авторство Троцкого все же более обоснованно и подтверждено документально. Во-первых, речь Троцкого 1922 года зафиксирована в стенограммах съезда, ее цитировали в публикациях того времени. А слова Гоца 1899 года известны только со слов Чернова.
Во-вторых, воспоминания нередко бывают субъективны и неточны. Тем более, если они написаны через 50 лет после описываемых событий. Поэтому цитата Троцкого выглядит гораздо надежнее.
В-третьих, именно благодаря авторитету Троцкого как видного большевистского лидера и оратора выражение быстро разошлось и приобрело известность. Если бы его произнес малоизвестный М.Гоц, вряд ли оно стало бы столь популярным.
Значение выражения "грызть гранит"
Выражение «грызть гранит науки», ставшее крылатым благодаря речи Троцкого, имеет яркий метафорический смысл. Гранит - очень твердая горная порода, ее очень сложно обрабатывать и разрушать. Поэтому «грызть гранит» - это образное выражение огромных усилий, которые нужно прилагать в учебе.
Троцкий использовал метафору гранита для того, чтобы подчеркнуть, насколько нелегким делом является получение знаний. Этот процесс требует огромного упорства, терпения и тяжелого ежедневного труда. Особенно если речь идет о сложных науках и дисциплинах.
В то же время Троцкий говорил о «молодых зубах», которыми нужно грызть этот гранит. Тем самым он имел в виду, что учиться лучше именно в молодом возрасте, когда есть достаточно сил и энергии справляться с любыми трудностями в освоении знаний. С годами это делать становится все сложнее.
Таким образом, «грызть гранит науки» означает прилагать колоссальные усилия для получения образования, особенно в молодые годы, когда процесс учебы проходит наиболее эффективно.