При синтаксическом разборе предложения каждый член выделяется определенной линией в соответствии с его синтаксической функцией. Числительное как часть речи может выполнять в предложении практически любую роль. Поэтому важно знать правила подчеркивания имен числительных, чтобы верно обозначить их при разборе.
В данной статье мы подробно рассмотрим, как подчеркивается числительное, если оно является подлежащим, сказуемым, дополнением, обстоятельством или определением. Приведем примеры и пояснения для каждого случая. Также опишем нюансы подчеркивания количественных, порядковых, собирательных и дробных числительных в предложении.
Подчеркивание числительного-подлежащего
Числительное, выступающее в роли подлежащего, отвечает на вопросы «кто?» или «что?» и обозначает предмет, о котором говорится в предложении. Оно может быть единственным словом-подлежащим или входить в состав словосочетания, выражающего подлежащее.
Подлежащее, выраженное числительным, подчеркивается одной сплошной чертой. Например:
- Пять (что сделало?) - результат сложения.
- Двенадцать (что является?) - дюжина.
- Семеро (кто пришел?) опоздали на урок.
Если числительное входит в составное подлежащее вместе с существительным, то весь оборот подчеркивается одной линией:
- Пятнадцать учеников (кто?) получили похвальный лист.
- Две трети класса (что?) отсутствовало.
- Трое детей (кто?) играли во дворе.
Таким образом, при синтаксическом разборе предложения подлежащее, выраженное именем числительным, всегда подчеркивается одной сплошной линией, независимо от того, одиночное оно или в составе словосочетания.
Особенности подчеркивания числительного-сказуемого
Числительное в роли сказуемого обычно обозначает результат какого-либо действия или просто количественную характеристику подлежащего. Оно отвечает на вопрос «сколько?» и может быть единственным словом в роли сказуемого или входить в составное именное сказуемое.
При синтаксическом разборе сказуемое, выраженное числительным, подчеркивается двумя сплошными линиями. Например:
- Пятью восемь - сорок три (сколько получилось?).
- Его возраст - тридцать пять (сколько?).
- Результат вычисления был шестнадцать (каков?).
Если числительное входит в составное именное сказуемое, оно также подчеркивается двойной чертой вместе с другими словами:
- Число участников соревнования было пятнадцать человек (сколько было?).
- Возраст моего дедушки - восемьдесят три года (каков?).
- Количество призовых мест - три (сколько?).
Таким образом, сказуемое с числительным при синтаксическом разборе всегда подчеркивается двумя сплошными линиями, вне зависимости от того, простое оно или составное.
Подчеркивание числительного в роли дополнения
Числительное в роли дополнения отвечает на косвенные вопросы и обозначает объект, на который направлено действие. Обычно числительное-дополнение тесно связано с существительным и вместе они образуют дополнение.
При синтаксическом разборе дополнение, выраженное числительным, подчеркивается пунктирной линией. Например:
- Ученики решили пятнадцать задач (сколько задач решили?).
- Мы купили двенадцать яблок (сколько купили?).
- В зале сидели трое посетителей (кого сидело?).
Если числительное входит в состав дополнения вместе с существительным, весь оборот подчеркивается пунктиром:
- Девочка собрала пятнадцать подсолнухов (что собрала?).
- Мальчик прочитал тридцать две книги (что прочитал?).
- Учительница похвалила обоих учеников (кого похвалила?).
Итак, дополнение с числительным при синтаксическом разборе всегда подчеркивается прерывистой линией, независимо от того, простое оно или составное.
Правила подчеркивания числительного-определения и обстоятельства
Числительное в роли определения обычно указывает на признак предмета и отвечает на вопрос «какой?». Чаще всего определением выступают порядковые числительные.
При синтаксическом разборе определение, выраженное числительным, подчеркивается волнистой линией. Например:
- Он живет на седьмом (на каком?) этаже.
- Это был его третий (какой по счету?) выигрыш.
- Мне нравится вторая (какая?) часть этого фильма.
В роли обстоятельства числительное обычно обозначает время, место, количество и другие характеристики действия. При синтаксическом разборе обстоятельство с числительным подчеркивается штрихпунктиром. Например:
- Это случилось в 1991 году (когда?).
- Машина прошла три километра (сколько прошла?).
- Билет на концерт стоил пятьсот рублей (сколько стоил?).
Таким образом, при синтаксическом разборе определение с числительным подчеркивается волнистой линией, а обстоятельство - штрихпунктиром.