Доклад Макса Вебера «Наука как призвание и профессия»: основные идеи

Макс Вебер в своем выступлении в 1918 году перед студентами Мюнхенского университета поднял вопрос о смысле науки как призвания и профессии. Этот вопрос приобретает особую актуальность в современном мире, когда роль науки существенно меняется. В докладе Вебера затрагиваются фундаментальные проблемы европейской культуры, изменения в духовной сфере общества, судьба цивилизации в целом. Рассмотрим основные идеи Вебера о специфике научного труда и его отличиях от других сфер деятельности.

Наука требует страсти и преданности делу

Согласно Веберу, для того, чтобы заниматься наукой, человек должен обладать особой страстью и убежденностью в том, что его работа имеет глубокий смысл. Без этого внутреннего пафоса и веры в значимость своих открытий ученый не сможет по-настоящему посвятить себя науке. «Никто не может быть научным работником, если у него нет твердой и искренней веры в то, что познание мира имеет самостоятельную ценность, независимо от возможных практических приложений знания», - пишет Вебер.

Эта страсть к науке должна быть настолько сильной, чтобы ученый мог трудиться долгие годы, не ожидая быстрых результатов. Подлинный исследователь готов к тому, что плоды его работы проявятся не скоро. «Только страсть, и именно страсть, притом страсть ясная и тихая, может заставить человека, как это необходимо в науке, отдать всю свою жизнь на разрешение проблем и вопросов, от которых, быть может, в сущности, никто, кроме него, не ждет ответа», - отмечает Вебер.

Ученый должен быть готов и к тому, что его идеи и открытия будут превзойдены в будущем, ведь научный прогресс бесконечен. Эта обреченность на устаревание - характерная черта науки, отличающая ее от искусства. Тем не менее, истинный исследователь продолжает трудиться, движимый своей страстью и преданностью делу.

Вдохновение в науке играет такую же роль, как в искусстве

Согласно Веберу, в научной деятельности, как и в искусстве, большую роль играет вдохновение. Подлинные открытия и прорывные идеи приходят к ученому неожиданно, как озарение. «Лучшие идеи, как показывает Иеринг, приходят на ум, когда раскуриваешь сигару на диване или - как с естественнонаучной точностью рассказывает о себе Гельмгольц - во время прогулки по улице», - пишет Вебер.

Однако одного лишь вдохновения недостаточно. За ним должна стоять кропотливая предварительная работа по сбору материала, изучению литературы, постановке проблем. «Внезапная догадка не заменяет труда. И с другой стороны, труд не может заменить или принудительно вызвать к жизни такую догадку», - подчеркивает Вебер. То есть вдохновение и кропотливый труд должны дополнять друг друга.

С точки зрения Вебера, процесс научного творчества во многом схож с процессом художественного творчества. И там, и там требуются страсть, вдохновение и преданность делу. Более того, Вебер прямо пишет, что «психологический процесс здесь один и тот же». Различие лишь в том, что в искусстве нет прогресса как такового. Шедевры прошлого не устаревают и не теряют ценности со временем. А вот научные открытия обречены на то, чтобы быть превзойденными в будущем.

Но, несмотря на это принципиальное отличие, главное сходство науки и искусства заключается в том, что и там, и там для создания выдающихся произведений требуется особое состояние вдохновения. Это подтверждает мысль Вебера о том, что научная деятельность - это не просто ремесло, а подлинное творчество и призвание.

Макс Вебер

Научный прогресс означает интеллектуализацию мира

Согласно Веберу, научный прогресс является частью общего процесса интеллектуализации и рационализации, который происходит в человеческой культуре. «Научный прогресс, - пишет Вебер, - есть часть, и притом важнейшая часть, того процесса интеллектуализации, который происходит с нами на протяжении тысячелетий».

Что же конкретно означает интеллектуализация мира? По Веберу, это прежде всего демистификация и «расколдовывание» мира. Если раньше люди верили в существование таинственных сил природы, которыми можно управлять при помощи магии и ритуалов, то наука показала, что на самом деле всеми процессами можно управлять рационально, путем расчета.

По Веберу, растущая интеллектуализация не означает, что люди стали больше знать о реальных жизненных условиях. Скорее это означает веру в то, что любую информацию при желании можно получить рациональным путем. «Мир расколдован. Больше не нужно прибегать к магическим средствам <...> Теперь все делается с помощью технических средств и расчета. Вот это и есть интеллектуализация», - отмечает Вебер.

По Веберу, научный прогресс ведет к интеллектуализации мира, его «расколдовыванию» и демистификации. Хотя сам Вебер отмечал и некоторые негативные стороны этого процесса, в частности, утрату жизнью глубокого смысла.

Процесс расколдовывания мира происходит благодаря науке

Как уже отмечалось в предыдущем разделе, Вебер считал, что научный прогресс ведет к «расколдовыванию» мира. Что же это означает? По Веберу, в прежние времена люди верили в существование мистических, сверхъестественных сил, управляющих миром. Человек был вынужден прибегать к магии и ритуалам, чтобы задобрить эти силы.

Однако наука показала, что на самом деле в основе всего лежат рациональные, познаваемые законы. Человек больше не беспомощная игрушка таинственных сил - теперь, изучая законы природы, он может все рассчитать и спрогнозировать. «Мир расколдован, - пишет Вебер. - Больше не нужно прибегать к магическим средствам <...> Теперь все делается с помощью технических средств и расчета».

Так наука «расколдовывает» мир - делает его понятным и подвластным человеку. Конечно, полностью постичь все тайны бытия невозможно, но наука все дальше продвигается по этому пути. С точки зрения Вебера, процесс расколдовывания мира начался еще в глубокой древности, но именно бурное развитие науки в Новое время резко ускорило его.

Если в Древнем мире и в Средние века человек чувствовал себя игрушкой таинственных сил, то наука Нового времени вооружила его знанием законов природы и дала инструменты для ориентации в окружающем мире. И в этом заключается эпохальное значение научного прогресса, согласно Веберу.

Смысл научной работы в ее включенности в прогресс

Поскольку результаты научного труда обречены на устаревание, возникает вопрос - а в чем тогда смысл заниматься наукой? Почему ученые всю жизнь посвящают работе, которая никогда не может быть завершена окончательно?

Отвечая на этот вопрос, Вебер указывает, что смысл научной работы кроется именно в ее включенности в общий процесс прогресса человеческого познания. Ученый вносит свой вклад в эту бесконечную цепь открытий и изобретений, продвигающих вперед познание мира.

«Научные работы могут, конечно, долго сохранять свое значение <...> Но быть превзойденными в научном отношении - не только наша общая судьба, но и наша общая цель. Мы не можем работать, не питая надежды на то, что другие пойдут дальше нас», - пишет Вебер.

Так что, несмотря на обреченность своих конкретных достижений на забвение, ученый осознает их роль в вечном продвижении человечества к истине. И в этом он видит подлинный, глубокий смысл своего научного труда.

наука изучает растения

Результаты научного труда обречены на устаревание

Как отмечает Вебер, важное отличие науки от других видов деятельности состоит в том, что ее результаты обречены на устаревание и превзойдение в будущем. Это связано с самой природой научного прогресса, который бесконечен и не может быть завершен окончательно.

«Научные работы могут, конечно, долго сохранять свое значение <...> Но быть превзойденными в научном отношении - не только наша общая судьба, но и наша общая цель», - констатирует Вебер.

Это коренным образом отличает науку от искусства. Шедевры живописи, музыки, литературы не устаревают со временем, если они подлинные шедевры. А в науке законы, теории, методы неизбежно превосходятся новыми открытиями, более точными и полными.

При этом Вебер подчеркивает, что такая «обреченность» научных результатов не только неизбежна, но и желательна: «Мы не можем работать, не питая надежды на то, что другие пойдут дальше нас». То есть ученый с самого начала осознает, что его достижения - лишь ступеньки к будущим открытиям, которые превзойдут их.

Наука отличается от искусства отсутствием прогресса в последнем

Как уже неоднократно упоминалось, Вебер проводит важное различие между наукой и искусством. В чем оно заключается? Если в науке существует постоянный прогресс, идущий в бесконечность, то в искусстве такого прогресса нет.

Как пишет Вебер: «Совершенное произведение искусства никогда не будет превзойдено и никогда не устареет <...> Напротив, каждый из нас знает, что сделанное им в области науки устареет через 10, 20, 40 лет».

Это означает, что, с точки зрения Вебера, в искусстве нет движения вперед в том смысле, как это есть в науке. Шедевры Леонардо да Винчи, Рафаэля, Моцарта, Достоевского, Пушкина не уступают шедеврам наших современников, а в некоторых случаях и превосходят их по глубине и совершенству.

В то время как научные открытия Ньютона или Эйнштейна уже частично превзойдены, дополнены и углублены дальнейшим развитием науки. Это ключевое различие науки и искусства необходимо иметь в виду при анализе их природы, согласно Веберу.

Интеллектуализация не увеличивает знания о жизни

Вебер отмечает, что интеллектуализация и рационализация не означают увеличение знаний о том, как люди живут. Хотя современный человек может знать много фактов и теорий, это не обязательно помогает ему выживать или удовлетворять свои потребности.

Например, примитивный охотник-собиратель знает, как добыть пропитание и одежду в своей среде. Ученый-теоретик может знать много абстрактных идей, но быть беспомощным в повседневной жизни.

Согласно Веберу, интеллектуализация на самом деле означает веру в то, что «стоит только захотеть, и в любое время все это можно узнать». Другими словами, есть убеждение, что мир в принципе «расколдован» и поддается расчету и пониманию.

Однако это абстрактное знание не обязательно повышает способность человека выживать или быть счастливым. Так что интеллектуализация в этом смысле «не означает роста знаний о жизненных условиях, в каких приходится существовать», по словам Вебера.

наука прогресс

Мир расколдован благодаря возможности расчета

Согласно Веберу, одним из ключевых аспектов интеллектуализации является «расколдовывание» мира. Это означает переход от магического, таинственного восприятия мира к рациональному, основанному на расчете и понимании.

В традиционных обществах люди полагались на магию и ритуалы, чтобы повлиять на силы природы или духов. Они верили в существование таинственных, непостижимых сил, управляющих миром.

Однако с развитием науки и технологий эту роль стали играть расчет и анализ. Как отмечает Вебер, «теперь все делается с помощью технических средств и расчета». Мир перестал быть зачарованным, его можно познать и в определенной степени контролировать при помощи рациональных методов.

Это имеет глубокие последствия для понимания человеком своего места в мире. Если раньше существовало множество тайн и загадок, недоступных человеческому разуму, то теперь, по крайней мере в принципе, все можно объяснить и понять.

Однако Вебер отмечает и теневую сторону этого процесса. Расколдовывание мира в определенном смысле лишает жизнь романтики, таинственности, чувства священного. Все сводится к формулам, статистике, функциональным зависимостям.

Поэтому в эпоху расколдованного мира особенно важно не утратить способности к переживанию, страсти, творческого воодушевления. Именно в этом Вебер видел призвание ученого и роль науки в современном обществе.

Наука лишает жизнь и смерть смысла, по Л. Толстому

Вебер анализирует взгляды Льва Толстого на роль науки и прогресса в современном обществе. Согласно Толстому, бесконечное движение вперед, характерное для науки и технологий, в корне меняет отношение человека к жизни и смерти.

В традиционных культурах человек воспринимал свою жизнь как замкнутый цикл, часть вечного круговорота природы. Его жизненный опыт имел определенные границы и пределы, за которыми наступала смерть как логическое завершение этого цикла.

Однако современная цивилизация, по мнению Толстого, лишила человека такого органического ощущения целостности жизни. Вместо этого возникла идея бесконечного прогресса науки и технологий, где каждое достижение лишь открывает путь к следующим открытиям и изобретениям.

В этой ситуации человек находится в вечном движении вперед, не в силах исчерпать богатство идей и возможностей, открываемых цивилизацией. Как подчеркивает Вебер, цитируя Толстого, «человек культуры <...> может «устать от жизни», но не может пресытиться ею».

А раз жизнь теряет естественные границы и завершенность, то, по Толстому, и смерть становится абсурдным, лишенным смысла событием. В этом контексте вся культурная деятельность человека, включая науку, утрачивает высший смысл.

Возникает вопрос о смысле бесконечного научного прогресса

Размышления Толстого о бессмысленности бесконечного научно-технического прогресса подводят Вебера к фундаментальному вопросу: а имеет ли вообще смысл наука, если ее развитие по определению не может остановиться?

Вебер отмечает парадоксальную природу научной деятельности: «научные работы могут <...> долго сохранять свое значение <...> Но быть превзойденными в научном отношении - не только наша общая судьба, но и наша общая цель».

Другими словами, подлинный ученый стремится не к окончательной, завершенной истине, а к бесконечному процессу поиска новых знаний, теорий, методов. Каждое научное достижение лишь открывает путь к новым вопросам и проблемам.

Поэтому, как отмечает Вебер, само собой не очевидно, что нечто, подчиненное такого рода закону, вообще имеет смысл и разумно. Если усилия ученых обречены стать устаревшими, то зачем вообще заниматься наукой?

Для Вебера ответ заключается в том, что наука является частью процесса интеллектуализации человеческой культуры и рационализации восприятия мира. Хотя конкретные теории и методы не вечны, сам этот процесс имеет фундаментальное значение для эволюции человечества.

Раньше наука воспринималась как путь к истине

Для того чтобы ответить на вопрос о смысле науки, Вебер обращается к эволюции ее восприятия в истории человеческой мысли и культуры. Он отмечает кардинальные изменения в понимании роли и значения науки между прошлым и настоящим.

Вебер ссылается на известный образ пещеры из произведения Платона «Государство». Согласно этому образу, узники в пещере видят лишь тени на стене и принимают их за реальность, тогда как подлинная реальность скрыта от них за спиной, куда не достает свет.

Философ же, вырвавшийся из этого мира теней к истинному бытию и узревший солнце истины, стремится вернуться в пещеру, чтобы просветить и освободить остальных узников. Для Платона философия и была тем самым освобождающим знанием, путем к подлинной реальности.

Как отмечает Вебер, еще совсем недавно наука воспринималась в западной культуре именно так - как способ вырваться из мира теней к свету истины, постичь подлинную реальность за хаотичным мельканием явлений.

наука новые лекарства

Проблема современного понимания роли науки

Если раньше наука воспринималась как путь к истине и просветлению, то в современном мире, по мнению Вебера, такой взгляд утрачен. Возникает вопрос: кто сегодня так относится к науке и ученым?

Современная цивилизация во многом утратила чувство сакрального и стремление к абсолютным истинам. Наука превратилась в специализированную профессиональную сферу, ориентированную в первую очередь на практические результаты и технологические применения.

Как подчеркивает Вебер, «подлинный ученый стремится <...> к бесконечному процессу поиска новых знаний, теорий, методов. Каждое научное достижение лишь открывает путь к новым вопросам и проблемам». Однако в глазах общества ценность науки определяется возможностями ее практического использования.

Вебер фиксирует глубокий разрыв между внутренней логикой развития науки и ее восприятием в культуре. И в этом он видит одну из ключевых духовных проблем современной цивилизации.

Изменение статуса интеллигенции и ученых в обществе

Помимо эволюции восприятия самой науки, Вебер анализирует и трансформацию роли ученых и интеллигенции в целом в обществе на протяжении истории.

Если в эпоху Просвещения крупные мыслители играли роль моральных и духовных лидеров, провозвестников передовых идей, то в XX веке их авторитет и влияние резко упали. Профессия ученого превратилась в одну из специализаций в системе разделения труда.

Сам Вебер ярко демонстрирует эту дилемму. С одной стороны, его работы до сих пор оказывают огромное влияние на социальные науки. С другой стороны, при жизни он не смог реализовать себя ни как эффективный политик, ни как харизматический лидер в переломную эпоху для Германии.

Это иллюстрирует глубокие культурные сдвиги в европейском обществе, на которые указывает Вебер. Расколдованность мира, утрата высших смыслов и идеалов, прагматизация всех сфер жизни — все это ведет к маргинализации гуманитарной интеллигенции и ее ценностей.

Вызовы, стоящие перед европейской культурой

Макс Вебер в своей работе «Наука как призвание и профессия» затрагивает фундаментальные вопросы о роли и значении науки в современном ему обществе начала XX века. Он констатирует глубокие изменения в понимании науки, происходящие в европейской культуре.

Если ранее наука воспринималась как путь к истине, открывающий человечеству свет знания, то в современном Веберу обществе к ней уже не испытывают такого почтения. Наука утратила ореол сакрального знания и превратилась в сферу специализированной профессиональной деятельности. Изменился и статус ученого - если прежде он выступал как жрец истины, то теперь это всего лишь наемный работник, выполняющий свои профессиональные обязанности.

Такая трансформация, по мнению Вебера, свидетельствует о глубоких сдвигах в духовной жизни европейского общества. Происходит процесс «расколдовывания мира» - утраты веры в таинственные силы и возможность постичь мир с помощью рациональных методов. Но эта рационализация порождает и новые проблемы. В частности, теряется ощущение смысла человеческой жизни, включенной в бесконечный научно-технический прогресс.

Перед европейской культурой встает сложная задача - совместить достижения рациональной науки и техники с сохранением духовных ценностей, придающих жизни подлинный смысл. Необходим новый синтез разума и веры, расчетливости и стремления к истине. И в этом, по Веберу, должна состоять миссия европейской интеллигенции.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.