Для того чтобы у школьника сформировалось умение грамотно писать, опытные учителя используют такой метод обучения, как орфографический разбор слова, несмотря на то, что не все современные учебники предусматривают данный анализ в своей программе. В процессе выполнения этого алгоритма у ребенка закрепляются знания о морфемном составе частей речи. К тому же таким образом школьнику проще запомнить многие правила и принципы правописания.
Чтобы провести орфографический анализ слова на уроке, учителю рекомендуется подбирать слова на уже изученные орфограммы. Алгоритм разбора может быть примерно следующим.
Для начала выбранное слово выписывается отдельно. Если в нем пропущена буква, то она вставляется. Далее определяется часть речи и выделяются все морфемы, которые здесь имеются. После этого ученик должен обозначить все орфограммы, замеченные им. Если ребенок что-то пропустил, педагогу желательно указать ему на это до перехода к очередному этапу.
Следующим шагом является краткий разбор каждой орфограммы. Для этого школьнику необходимо обозначить ее тип, дать краткую характеристику опознавательному признаку, аргументировать выбор ее написания. В старших классах рекомендуется назвать принцип правописания, которому соответствует данное правило.
Чтобы на практике показать орфографический разбор слова, пример можно привести следующий. Прилагательное "бессовестный" содержит в себе 4 орфограммы. Первая из них в приставке (бес-), относится к правилу правописания гласных звуков в этой части слова. Правило гласит, что в данном случае -е- пишется независимо от произношения. Приставки бис- в русском языке не существует.
Далее орфографический разбор слова предусматривает объяснение правописания глухого -с. В данном случае эта буква пишется из-за того, что после нее следует другая глухая. Обе орфограммы соответствуют фонетическому принципу.
Орфографический разбор слова можно включать на любом этапе урока, но максимальный эффект подобные упражнения дадут при закреплении материала. В приведенном примере "бессовестный" также имеется "слабый" звук в корне -совест-. Здесь написание не проверяется, данную безударную гласную нужно запомнить. Эта орфограмма относится к традиционному принципу русского языка. Последний случай написания, объясняемый в данном слове, - непроизносимый согласный звук -т-. Для того чтобы его проверить, достаточно подобрать однокоренное существительное, в котором звук находится в сильной позиции (совесть).
В некоторых случаях уместно предложить учащимся привести проверочные или подобные слова на данное правило. Это можно делать как в устном, так и в письменном виде.
Включая орфографический разбор слова в занятия по русскому языку еще с начальной школы, педагог способствует формированию у детей навыков грамотного осознанного письма. А проговаривая вслух правила написания, учащиеся закрепляют их. Кроме этого, данные упражнения как нельзя лучше подходят для того, чтобы учиться применять теоретические знания в практике.