Каждый владелец недвижимости должен обладать разными документами на этот объект. К ним относится и техпаспорт на квартиру, который представлен базовым документом. В нем содержатся данные обо всех технических параметрах недвижимости. Его созданием и предоставлением занимается БТИ. Выдается документ одинаковым способом, как на новостройки, так и на объекты, располагающиеся на вторичном рынке.
Предназначение документа
При совершении различных сделок с недвижимостью требуется подготавливать владельцу многочисленную документацию. В нее включается техпаспорт на квартиру, поэтому если планируется продать или подарить объект, то нужно получить этот документ.
Требуется документация в ситуациях:
- продается объект на основании формирования соглашения купли-продажи;
- обменивается квартира на другую недвижимость;
- проводится перепланировка объекта;
- требуется приобрести квартиру с применением заемных средств банка, для чего оформляется ипотека;
- пригодится техпаспорт при проведении оценки или экспертизы объекта;
- при расчете правильного расчета налога на имущество нужен так же этот документ;
- применяются данные из техпаспорта при расчете оптимальной платы за услуги ЖКХ.
Поэтому данный документ является обязательным при совершении разнообразных сделок с недвижимостью.
Какие содержатся сведения?
Каждый владелец недвижимости должен знать, что содержится в разных документах на этот объект. Получение техпаспорта на квартиру дает возможность получить много значимых сведений. К ним относится:
- инвентаризационный номер объекта;
- стоимость жилья;
- его точный адрес;
- площадь жилья, причем она делится на жилую и общую;
- год возведения объекта, в котором располагается квартира;
- описываются все подведенные инженерные коммуникации;
- указывается, когда в последний раз проводился капремонт;
- прописывается, какие материалы применялись для создания стен и внутренних перекрытий, а также из каких материалов сделана внутренняя отделка помещений.
Таким образом, информация из этого документа может быть полезной даже для самого владельца недвижимости.
Когда формируется?
Непосредственно после строительства строения и введения его в эксплуатацию формируется данный документ. Техпаспорт на квартиру дополнительно комплектуется поэтажным планом.
Не следует путать техпаспорт с техпланом. План представляет собой специальную чертежную схему, на основании которого формируется паспорт. Информация из данных документов передается в Росреестр для регистрации объекта.
Стоимость оформления документа
Оформляется документация в БТИ. Первоначально надо определиться, нужен ли техпаспорт при продаже квартиры или совершении других действий с ним. Важно определить, какова его стоимость, чтобы заранее подготовить нужное количество средств.
Предоставляется он только после оплаты госпошлины. В нее входит оплата услуг специалиста, который должен посетить объект для проведения исследования и замеров. Стоимость может немного отличаться в разных регионах, но начинается она с 900 руб.
Срок формирования
Нередко необходимость в техпаспорте возникает неожиданно, а при этом получить его надо оперативно. Поэтому важно определиться с тем, в какой срок техпаспорт на квартиру будет готов.
Процесс его формирования может затянуться на длительный срок, поэтому он изготавливается в период от трех дней до двух недель. Процесс зависит от занятости специалистов, дня обращения в БТИ и других факторов.
Сколько действует?
Для совершения различных сделок нередко требуется подготовить действительно много документов. Этот процесс занимает много времени, поэтому важно знать, каков срок действия техпаспорта на квартиру.
В законодательстве не указываются какие-либо ограничения к сроку действия документа, поэтому считается, что он является бессрочным. Но при этом надо раз в пять лет проводить инвентаризацию, что нередко приводит к изменению данных в этом документе, если проводится перепланировка или вносятся другие корректировки в недвижимость. Поэтому желательно обновлять паспорт каждые пять лет.
Нюансы документа
У владельцев недвижимости возникает действительно множество вопросов относительно использования данного документа. Нужен ли техпаспорт при продаже квартиры или при ее приватизации? При совершении этих процессов обязательно возникает необходимость в этом документе.
Не получится продать объект без техпаспорта. Он проверяется не только самими покупателями, но и риелторами, а также работниками Росреестра.
Кто выдает?
Предоставлением данного документа занимается БТИ. Дополнительно выдавать его может ПИБ – проектно-инвентаризационное бюро.
Обратиться за техпаспортом можно дополнительно в МФЦ, так как данный центр выступает в виде посредника между владельцем объекта и бюро.
Кто может получить?
Важно разобраться в правилах оформления документа. Надо знать не только, где получить техпаспорт на квартиру, но и кому выдается документ.
Предоставляется он исключительно владельцам жилого помещения или людям, которые являются официальными арендаторами, поэтому снимают квартиру на основании зарегистрированного арендного договора.
Допускается воспользоваться помощью доверенного лица, но у гражданина должна иметься заверенная нотариусом доверенность.
Какие нужны документы?
Оформление этого паспорта предполагает передачу определенной документации в БТИ. Какие нужны документы для техпаспорта на квартиру? Для этого подготавливаются бумаги:
- паспорт заявителя;
- подтверждение прав на недвижимость, представленное св-вом о собственности или официально зарегистрированным в Росреестре арендным договором;
- правильно составленное заявление.
Другие документы зависят от того, для каких именно целей надо получить паспорт.
Оформление техпаспорта на квартиру для проведения процедуры приватизации требует наличия договора соцнайма или ордера, если процесс выполняется в отношении комнаты, располагающейся в коммуналке. Дополнительно требуется справка №7, содержащая основные технические характеристики данного объекта.
Если передается недвижимость по наследству, то техпаспорт на квартиру выдается только после представления св-ва о смерти владельца, паспорта наследника и документа, подтверждающего, что ему перешло право на этот объект.
Если обращается за документом доверенное лицо, то у него при себе должна иметься правильно сформированная доверенность, заверенная нотариально.
Если проводится перепланировка в недвижимости, которая должна быть правильно зарегистрирована, то нужно подготовить документы, указывающие на то, что все работы были законными и совершались при наличии разрешения от властей.
Порядок оформления
Получить документ достаточно просто, так как не требуется готовить много специализированных справок. Техпаспорт на новую квартиру оформляется таким же образом, как и на старое жилье. Процесс заключается в реализации этапов:
- собираются необходимые документы;
- с ними надо обратиться в БТИ или ПИБ;
- заполняется в выбранном учреждении заявление, на основании которого выдается техпаспорт;
- прописывается цель оформления документа;
- если потерялся прошлый документ, который надо восстановить или просто получить копию, то нужно заполнить третью форму, которая не предполагает посещение объекта техником;
- если же были произведены работы по перепланировке, то вносятся обновленные сведения в документ, поэтому надо внести данные в 4 форму, для чего приглашается на объект техник, выполняющий разные измерения;
- для новостройки так же заполняется 4 форма;
- оплачивается госпошлина, причем ее размер зависит от причины обращения в БТИ, поэтому начинается от 900 руб.;
- выдается документ в течение одной или двух недель;
- как только переданные бумаги будут тщательно проверены, выдается расписка гражданину в их передаче, причем на ней будет указано, когда приедет техник в квартиру, если имеется необходимость в его посещении, а также прописывается, когда можно прийти за готовым документом;
- в указанный день надо прийти в отделение БТИ для получения техпаспорта, причем с собой надо иметь паспорт и ранее полученную расписку.
Если только куплена квартира, то именно владелец объекта должен заниматься оформлением документов на жилье. Разобравшись в том, как и где получить техпаспорт на квартиру, не будет возникать сложностей с оформлением этого документа.
Во время выбора жилья все покупатели должны проверять, чтобы сведения из техпаспорта соответствовали реальному состоянию объекта. Если же имеются отклонения, то это становится основанием для начисления штрафа, размер которого равен 1,5 тыс. руб. Дополнительно могут начисляться пени за незаконную перепланировку. Поэтому если выявляются расхождения, то надо требовать от продавца объекта получения достоверного техпаспорта со всеми внесенными изменениями.
Срок действия документа
Техпаспорт считается важным документом для покупателей объекта и самих владельцев недвижимости. Важно разобраться не только в том, где заказать техпаспорт на квартиру, но и сколько по времени действует полученный документ.
Отсутствуют в законе сведения о том, в течение какого времени можно пользоваться документом после его получения в БТИ. Если требуется паспорт разным государственным учреждениям или покупателям квартиры, то обычно они хотят получить документ, оформленный не раньше месяца назад. В этом случае можно быть уверенным в том, что содержащаяся в нем информация является достоверной и актуальной.
Нередко предлагается собственниками жилья паспорт, в котором имеются устаревшие данные, так как он был получен до проведения перепланировки. Такой документ уже не обладает юридической силой, поскольку в нем имеются уже недостоверные данные.
По закону техническая инвентаризация, по результатам которой вносятся определенные изменения в базу данных, проводится каждые пять лет, но обычно процесс не выполняется своевременно. Поэтому собственники должны сами заботиться о том, чтобы получать актуальный документ, если он требуется для каких-либо целей.
Стоимость техпаспорта
Получить его можно в БТИ или ПИБ, а также разрешается обращаться к работникам МФЦ. Важно разобраться не только в том, как получить техпаспорт на квартиру, но и сколько средств придется за него заплатить. Для этого приходится уплачивать госпошлину, причем ее размер устанавливается региональными властями. Поэтому в разных городах данный показатель может немного отличаться.
Отсутствует информация о максимальной или минимальной стоимости в каком-либо законодательном акте. Стандартно устанавливается цена в пределах 1 тыс. руб.
БТИ – это государственная организация, которая может заниматься коммерческой деятельностью, поэтому выезд работников на квартиру, проведение замеров, осуществление оценки или выполнение других действий являются платными услугами. Поэтому первоначально надо поинтересоваться, сколько стоит техническая инвентаризация, причем стоимость может быть разной в Москве или другом городе.
На эту сумму влияют разные факторы, к которым относится площадь недвижимости, время, которое приходится затрачивать специалистам на оценку и замеры, а также другие параметры.
Оплачивать госпошлину требуется сразу, так как без соответствующей квитанции просто не будет принято заявление на техническую инвентаризацию. Если вовсе воспользоваться помощью посредников, то цена может вырасти в несколько раз.
Можно ли заказать через Интернет?
Многие государственные услуги могут оформляться через Интернет, что значительно упрощает жизнь россиян. Также имеется возможность заказать с помощью сети техпаспорт на квартиру. Госуслуг портал предлагает такое оформление.
Для этого надо зарегистрироваться и авторизоваться на данном сайте. Далее надо выбрать соответствующий раздел и назначить время, когда оптимально прийти в квартиру технику. Заполняется специальная форма, куда вносятся данные об адресе и технических параметрах жилья. В результате назначается дата проведения замеров техником, а также будет указано, когда можно будет прийти за готовым документом в БТИ.
Как проверить документ?
Каждый человек, планирующий покупку недвижимости, должен грамотно предварительно проверять объект, чтобы не возникло ситуации, когда будет куплено жилье с прописанными посторонними гражданами или незаконной перепланировкой.
Проверке подвергается и технический паспорт, поэтому надо запрашивать у продавца данный документ. Он должен быть получен не раньше одного месяца назад. Также важно, чтобы инвентаризация была проведена не ранее, чем 5 лет назад, а иначе велика вероятность, что были проведены работы по перепланировке, которые не были законным образом зафиксированы.
Дополнительно изучается предоставленный план. Он должен точно соответствовать имеющейся фактической планировке помещений.
Если будут выявлены нарушения уже после регистрации договора, на основании которого меняется собственник квартиры, то уже покупатель несет ответственность за незаконную перепланировку, поэтому ему придется не только заплатить штраф, но и узаконить изменения, а если это будет невозможно сделать, то владелец вынужден будет исправить все нарушения.
Как оформить техпаспорт после перепланировки?
Перепланировка представлена специальным процессом, на основании которого в жилье вносятся значимые изменения. Они могут заключаться в изменении площади комнат, установке новых дверей или окон, а также в других аналогичных действиях. Выполняться они должны исключительно после получения соответствующего разрешения от техников и администрации. Специалисты должны полностью контролировать процесс.
Как только будет выполнена запланированная процедура, надо получить новый техпаспорт на жилье. Для этого вызываются стандартным образом техники, которые проверяют документы на выполненные работы, а также проводят замеры. Если отсутствуют какие-либо нарушения или проблемы, то выдается паспорт, в котором уже зафиксированы все законные изменения.
Таким образом, техпаспорт является важным документом на квартиру или другое жилое помещение. Он требуется при совершении разнообразных сделок с недвижимостью. Оформить его можно в БТИ. Для этого специалисты учреждения должны произвести замеры в помещениях, чтобы убедиться в отсутствии незаконных перепланировок. Этот документ не обладает каким-либо сроком действия, но покупатели недвижимости обычно просят продавца получить паспорт на продаваемый объект непосредственно перед составлением договора купли-продажи.