Уникальный и единственный в своем роде автомобиль ГАЗ-51 - это грузовик, производство которого стало самым массовым в Советском Союзе с 40-х по 70-е годы прошлого столетия. Благодаря своей универсальности и грузоподъемности (2500 килограмм), машина получила распространение в различных отраслях народного хозяйства и вспомогательных сферах. За время серийного выпуска было выпущено почти 3,5 миллиона экземпляров. Производство этой техники также было налажено в Китае, Польше, Корее. Рассмотрим подробнее характеристики и особенности этого легендарного грузовика.
Разработка
Автомобиль ГАЗ-51 мог быть запущен в массовое производство уже в 1941 году, однако этому помешало начало войны. Подготовка к поэтапному созданию новинки началась еще в 1937 г. Основные работы по проектировке, разработке и тестированию транспортного средства были завершены. Соответствующими органами было выдано официальное разрешение на запуск программы. Опытный экземпляр был представлен на сельскохозяйственной выставке в Москве (1940 г.).
Конструкция рассматриваемого грузовика в последние годы войны подверглась масштабной модернизации. Команда инженеров под руководством А. Просвирина постарались учесть все предыдущие недоработки, а также внедрить опыт, полученный во время эксплуатации различной техники в военный период, включая особенности машин, поставляемых по договору из Америки. В итоге усовершенствование коснулось силового агрегата и обслуживающих узлов, машину оснастили гидравлическим тормозным блоком, видоизменили внешность и оснастку кабины. Кроме того, были внедрены серьезные доработки во вспомогательных системах
Описание
Размер колес авто ГАЗ-51, фото которого представлено выше, решили увеличить, показатель грузоподъемности довели до 2,5 тонн. Также провели работы по максимальной совмещенности грузовика с будущим армейским аналогом под индексом 63.
Первая партия машин из 20 единиц вышла в 1945 году. Уже через год возрождающееся народное хозяйство получило свыше трех тысяч грузовиков этой марки. Как показали испытания, автомобиль превзошел своих предшественников по всем параметрам, включая трехтонный ЗИС-5, не говоря уже о "полуторке".
На то время ГАЗ-51 отличался быстроходностью (до 75 км/ч), надежностью, экономичностью, выносливостью и удобным управлением. Кроме того, машина получила более мягкую подвеску с эффективными амортизаторами и меньший расход горючего.
Серийное производство
В 1947 году провели контрольный пробег грузовика. Маршрут пролегал из Горького в Москву, Белоруссию, Украину, Молдову и обратно. Тестовая дистанция составила более 5,5 тысячи километров. Автомобиль проявил себя с самой лучшей стороны.
Выпуск машин ГАЗ-51 постоянно наращивался, в 1958 году было произведено рекордное количество экземпляров данной техники (173 тысячи единиц). Серийный выпуск был налажен в Польше (модель "Люблин-51"), Северной Корее ("Сынгри-58"), Китае ("Юэцзинь-130"). Последняя модель указанного грузовика была выпущена на Горьковском комбинате в апреле 1975 года и стала музейным экспонатом.
ГАЗ-51: технические характеристики
Определенные новшества технического плана, внедренные в конструкцию грузовика, впоследствии использовались на других видах советской и зарубежной техники. Среди них:
- Наличие износостойких цилиндровых гильз из специального чугуна.
- Хромированное напыление на кольцах поршней.
- Жалюзи радиатора в вертикальном исполнении.
- Предпусковой нагреватель, функционирующий от паяльной лампы. Элемент представлял собой узел, в котором выполнялся нагрев охлаждающей жидкости в специальном котле, после чего хладагент циркулировал по принципу термосифона, отдавая тепло цилиндрам и отсекам сгорания.
- Масляный радиатор, повышающий долговечность силового агрегата.
- Тонкостенные вкладыши коленвала из биметалла.
Также автомобиль ГАЗ-51 дал мировому производству алюминиевую головку блока, вставные клапанные седла, корректируемый нагрев смеси, двойной способ фильтрации масла, замкнутую вентиляцию картера. К трущимся элементам смазка поставлялась после грубой очистки. Среди других новшеств – легкосъемные барабаны тормозной системы, что на то время было настоящим прогрессом.
Габариты
Ниже приведены основные размеры ГАЗа-51:
- Длина/ширина/высота – 5,71/2,28/2,13 м.
- Просвет дорожный – 24,5 см.
- База колес – 3,3 м.
- Колея спереди/сзади – 1,58/1,65 м.
- Вес полный/снаряженный – 5,15/2,71 т.
- Шины – 7,5/20.
Двигатель ГАЗа-51
Силовая установка рассматриваемого грузовика представляет собой модернизированную версию бензинового мотора ГАЗ-11, который был изготовлен умельцами Горьковского комбината еще в 1930 году. Основой для двигателя стал американский аналог рядного агрегата с нижним расположением, известный под наименованием «Додж Д-5».
Основные параметры мотора:
- Тип – четырехтактный шестицилиндровый карбюраторный двигатель.
- Объем рабочий – 3485 кубических сантиметров.
- Показатель мощности в лошадиных силах – 70.
- Оборотистость – 2750 вращений в минуту.
- Момент крутящий – 200 Нм.
- Число клапанов – 12.
- Компрессия – 6,2.
- Средний расход горючего – около 25 литров на 100 км.
Невзирая на относительно малую мощность, силовой агрегат автомобиля ГАЗ-51 обладает прекрасной тягой. Запустить его можно было даже при неисправном стартере и без аккумулятора, при помощи ручного аналога (причем практически в любую погоду).
Особенности
Стоит отметить, что мотор данного грузовика не имел достойного запаса прочности, особенно при работе с высокими эксплуатационными нагрузками на повышенных оборотах. Часто «движок» ломался по причине выплавки баббита из корневых биметаллических тонкостенных вкладышей коленчатого вала.
При длительной работе на высоких оборотах подачи масла не хватало, что вместе с отсутствием повышающей передачи и наличием основной пары заднего моста особой конфигурации, приводили к перекручиванию низкооборотного мотора. На этот момент также негативно влияло большое передаточное соотношение между указанными элементами. В связи с этим для сохранения достаточного рабочего ресурса мотора, карбюратор оснащался ограничителем количества оборотов. В итоге скорость машины при любых условиях не превышала 75 км/ч.
Ходовые параметры
Советский грузовик ГАЗ-51 имел компоновку со смещенным вперед мотором и кабиной. Такое решение позволило получить при короткой базе довольно длинную грузовую основу. В принципе, конструкция была характерной для большинства грузовых капотных машин того времени.
Автомобиль оборудован трансмиссией с однодисковым сухим сцеплением, коробкой переключения передач на четыре режима с одноступенчатой главной скоростью, синхронизаторы – не предусмотрены.
Подвеска грузового автомобиля – зависимого типа с современной конфигурацией. В конструкцию узла входит четыре продольных полуэллиптических рессоры, два подрессорника на задней оси. Подобный механизм до сих пор используется на современной модели «ГАЗон Некст».
Инновационным внедрением можно назвать наличие во фронтальной подвеске гидравлических амортизаторов с рычагами с парным действием. Улучшает устойчивость и управляемость машины жесткая передняя ось с утяжеленным шкворнем.
Грузовая платформа модели ГАЗ-51 изготовлена из дерева. В случае необходимости, откидной задний борт использовался в качестве продолжения пола. Конструкция крепилась при помощи цепей, которые удерживали бортовую часть в горизонтальной позиции. Внутренние габариты кузова данного автомобиля – 2,94/1,99/0,54 м. По высоте показатель допустимо регулировать посредством надставных бортов. С 1955 года грузовик оснащался обновленной платформой с тремя откидными частями.
Кабина
Рабочее место водителя оборудовано максимально аскетично и просто, тем не менее комфортнее и эргономичнее, чем аналоги у советских «полуторок». На доске приборов имеется необходимый комплект приборов, характерных для оснащения современных транспортных средств. В салонах авто поздних выпусков появились часы. Лобовое стекло поднимается вперед и вверх, что в жаркую погоду позволяет получить встречный поток свежего воздуха. Интересная деталь – ручной привод стеклоочистителей (в качестве дополнения на случай непредвиденных ситуаций). Основной режим работы «дворников» – вакуумный привод от разряжения во впускном коллекторе.
Поскольку, на тот период наблюдалась нехватка металла, до 50-го года кабину машины ГАЗ-51 изготавливали из деревянных элементов и брезента. Позже эта деталь стала цельнометаллической и отапливаемой. Оформление фронтальной части отличается зауженным спереди капотом.
Модификации
За время изготовления рассматриваемой машины, было разработано множество серийных и опытных версий. Среди них (в скобках – годы выпуска):
- Серия 51Н – армейская вариация с решетчатым кузовом от 63-й модели. Она оснащалась топливным резервуаром (1948-1975).
- 51У – экспортный вариант для умеренного климата (1949-1955).
- НУ – военный ГАЗ-51, идущий на экспорт (1949-1975).
- 51Б – модификация на газовом топливе (1949-1960).
- ГАЗ-41 – опытный образец, частично на гусеничном году (1950).
- Ж – машина на сжиженном газе (1954-1959).
- ЖУ – аналог предыдущей версии для экспорта в страны с умеренным климатом.
- 51А – усовершенствованная версия базовой техники с удлиненной платформой, откидными боковыми бортами, обновленной системой тормозов (1955-1975).
- Ф – опытная партия с мотором на 80 «лошадок» (1955).
- 51 АУ – экспортная модификация для умеренного климата.
- Ю – аналог для тропического климата.
- 51С – версия оборудовалась дополнительным бензобаком на 105 литров (1956-1975).
- ГАЗ-51Р – грузопассажирская модель с откидными скамейками, дополнительной дверью и лестницей.
- Т – грузовое такси (1956-1975).
Кроме того, характеристики ГАЗа-51 позволили выпустить под различными индексами ряд седельных тягачей и самосвалов для внутреннего и экспортного рынка. Между собой они отличались грузоподъемностью, размерами платформы, типом шасси и шинами.
Интересные факты
На базе рассматриваемого грузовика также выпустили линейку капотных автобусов малой категории. Транспортные средства производились на Горьковском автозаводе, Курганском и Павловском автобусном комбинате. Модификации этих колоритных машин, включая модификации с открытым верхом, а также санитарные фургоны, изготавливались по всему Советскому Союзу.
В республиках огромной страны предприятия различных размеров и направлений приспособили ГАЗ-51 к трансформации в специализированную технику (мебельные, изотермические будки, автовышки, цистерны, хлебовозки, пожарные и коммунальные машины).
Тест-драйв
Водители и специалисты, имеющие дело с указанным грузовиком, сходятся в том, что техника отличается неприхотливостью, надежностью, устойчивостью к различным сложным испытаниям. Дополнительным преимуществом является простота всех деталей и узлов, а также высокая ремонтопригодность. Все элементы доступны, не требуют особых инструментов. Можно самому провести поверхностный ремонт и добраться без проблем до любой мастерской.
Нормативную нагрузку в 2,5 тонны автомобиль практически не ощущает, прекрасно справляясь с перегрузом. Радует высокий показатель проходимости, невзирая на то, что машина не имеет полного привода.
В управлении и эксплуатации транспортного средства имеются определенные нюансы, которые нужно знать и учитывать. Например, в советских кинофильмах часто показывают, как шофер крутить рулевое колесо в разные стороны, хотя машина едет прямо. Это не выдумка. Дело в том, что люфт «баранки» составлял до 20 градусов. Поэтому, чтобы поймать колею, нужно было корректировать ее.
Педаль тормоза довольно тугая, для требуемого замедления необходимо было прикладывать недюжинные усилия. Не меньше силы нужно и для поворотов руля или переключения коробки передач. Поскольку грузовик не оснащался синхронизатором, нужно было учиться двойному выжиму сцепления при переходе на повышенную передачу, и перегазовке для переключения вниз.
Тормозная педаль была довольно тугой, особенно по нынешним меркам. Для того чтобы достичь желаемого замедления, нужно было приложить весьма значительное физическое усилие.
Цена
Невзирая на то, что грузовой автомобиль ГАЗ-51, фото которого представлено ниже, выпускался почти полстолетия назад, в Интернете и прессе можно найти объявления о продаже этого раритета. Как правило, предлагаются модификации 70-х годов выпуска. В зависимости от состояния, модификации, рестайлинга и региона, разбег цен варьируется от 30 до 250 тысяч рублей за единицу. В последнем случае продаются отреставрированные экземпляры на ходу.
В завершение
Для младшего поколения грузовик серии ГАЗ-51 является чуть ли не музейным экспонатом, хотя и среди его представителей находится немало ценителей раритетов, которые успешно проводят работы по восстановлению легендарного советского «труженика». Стоит отметить, что на базе данной машины создана масса прототипов, начиная от военных моделей, заканчивая пассажирскими автобусами. Длительный период серийного производства, высокие параметры проходимости и надежности, а также универсальность сделали технику востребованной практически во всех сферах народного хозяйства.