ЗАО представлено закрытым акционерным обществом, открываемым несколькими акционерами. Оно обычно регистрируется, если требуется открыть действительно крупную компанию, акции которой будут находиться только у ограниченного количества лиц. Регистрация ЗАО считается специфическим процессом, так как требуется не только создать устав, открыть расчетный счет, подготовить заявление и выполнить другие действия, но и зафиксировать в ФНС выпуск акций. Поэтому важно учитывать положения законодательства, чтобы не возникала необходимость подавать документы на регистрацию несколько раз.
Законодательное регулирование
Процесс регистрации ОАО и ЗАО имеет много схожих моментов. Это обусловлено тем, что применяются одинаковые правила, устанавливаемые для всех юридических лиц. Но при этом имеются некоторые особенности, присущие только конкретным видам общества.
Все нюансы регистрации перечисляются в ГК. В данном акте имеется пошаговая инструкция для предпринимателей, а также описываются правила функционирования компании. Также сведения, с которыми должны ознакомиться будущие предприниматели, включаются в ФЗ №129. При регистрации ЗАО в Москве или другом городе должны учитываться требования этого законодательного акта, а иначе будет получен отказ в открытии общества.
Дополнительно нужные данные содержатся в ФЗ №208, включающем особенности регистрации разных акционерных обществ.
Общие моменты
Регистрация общества требуется при открытии нового предприятия. Без проведения этого процесса не допускается предпринимательская деятельность, так как она будет незаконной. Процесс регистрации ООО и ЗАО имеет некоторые схожие моменты, так как в любом случае производится формирование юридического лица.
Для открытия ЗАО не требуется тратить много времени, поэтому если заранее будет подготовлен устав и другие документы, то не будет затрачено больше трех дней на получение свидетельства. Документация передается в отделение ФНС по юридическому адресу будущей компании.
Кто выступает в качестве учредителей?
Учредителями общества могут быть как физлица, так и разные компании. При открытии нового ООО учитывается, что количество учредителей должно меньше 50. Если планируется большее количество участников, то требуется открывать акционерное общество.
Не допускается привлечение учредителя, который по решению суда не может заниматься предпринимательской деятельностью в течение конкретного периода времени.
Как выполняется процесс?
Регистрация ЗАО считается не слишком сложным процессом, но при этом должны выполняться определенные последовательные действия. Поэтому учредители, принявшие решение открыть компанию, должны реализовать этапы:
- предварительные действия, предполагающие выбор названия для компании, определение всех участников, а также рассчитывается оптимальный размер уставного капитала;
- выбирается помещение, где будет осуществляться работа, причем именно оно будет использоваться в качестве юридического адреса общества;
- подготавливаются нужные документы для регистрации;
- формируется устав, включающий все особенности деятельности будущего предприятия;
- составляется заявление в ФНС, которое передается в данное учреждение совместно с уставом и квитанцией об уплате пошлины;
- принимается решение работниками ФНС, а если оно является положительным, то компания считается открытой.
Если отсутствуют недостоверные сведения или другие проблемы в документах, то выдается заявителям свидетельство о регистрации ЗАО. Именно оно подтверждает открытие компании, а также на основании этого документа производится официальная работа фирмы.
Нюансы выбора юридического адреса
При регистрации ЗАО обязательно требуется определить, по какому именно адресу будет зарегистрировано новое предприятие. Данный адрес будет использоваться для проведения проверок работниками ФНС и другими контролирующими государственными органами.
Дополнительно адрес требуется для определения подсудности и выбора отделения ФНС, куда следует обращаться учредителям. Работники инспекции детально проверяют данный адрес, так как не допускается выбирать массовые адреса, по которым зарегистрировано большое количество предприятий.
Как создается уставный капитал?
Акционерное общество непременно открывается с одновременным формированием уставного капитала. При его создании учитываются некоторые моменты:
- формируется уставный капитал за счет средств, получаемых в результате реализации выпущенных акций;
- в течение месяца после регистрации требуется зарегистрировать дополнительно выпуск акций;
- поскольку планируется закрытое общество, то приобретаются акции только ограниченным количеством акционеров.
Не может такое предприятие привлекать капитал за счет выпуска дополнительных акций, так как ценные бумаги должны содержаться только у заранее установленных акционеров.
Какие требуются документы?
Требуются для регистрации ЗАО документы, передаваемые в ФНС. К ним относится документация:
- протокол собрания будущих учредителей;
- правильно составленное заявление по форме р11001;
- уникальный устав, содержащий сведения о нюансах планируемой деятельности предприятия;
- квитанция, подтверждающая уплату пошлины за открытие общества;
- гарантийное письмо, составленное владельцем помещения, которое используется в качестве юридического адреса предприятия.
Может потребоваться дополнительная документация при необходимости. Подготовка бумаг не занимает слишком много времени. Государственная регистрация ЗАО требует уплаты пошлины в размере 4 тыс. руб.
Владелец помещения, где планируется открывать фирму, должен составить гарантийное письмо. Оформляется документ в свободной форме. Если сама компания является владельцем помещения, то такое письмо не требуется, поэтому просто прикладывается копия выписки из ЕГРН.
Правила регистрации
Как только все документы будут готовы, они передаются работнику ФНС по месту нахождения юридического адреса компании. Сотрудник учреждения составляет расписку, в которую вносятся сведения обо всех принятых документах. Дополнительно указывается дата, когда можно будет прийти за свидетельством.
Процедура регистрации ЗАО выполняется в течение трех дней, после чего представитель компании может забрать свидетельство. Если принимается отрицательное решение, то оно должно быть обоснованным, поэтому предприниматели могут донести нужные документы или внести изменения в устав при необходимости.
Создание печати
Для работы компании обязательно требуется печать. Она формируется оперативно специализированными компаниями.
Стоимость печати может значительно отличаться в разных компаниях. Стандартно на этот процесс тратится от 1 до 3 тыс. руб.
Получение кодов статистики
Для этого требуется обращаться в органы статистики. На основании заявления руководства компании выдается документ, содержащий присвоенные коды.
Эти коды требуются при обращении в разные государственные органы и при открытии счета в банке.
Открытие расчетного счета
Работа любого акционерного общества требует наличия расчетного счета. Для этого заранее выбирается подходящее кредитное учреждение, предлагающее такую услугу.
С банком составляется соответствующее соглашение, после чего представитель общества получает специальный документ, содержащий реквизиты открытого счета. С этим документом требуется обратиться в ФНС, так как налоговая служба должна быть уведомлена об открытии счета.
Нужно ли обращаться в фонды?
Регистрация в разных государственных фондах не требуется, так как все необходимые сведения в ПФ и другие учреждения передаются работниками ФНС.
Как только будет выполнена постановка на учет, фонды направляют учредителям соответствующие уведомления. Желательно самостоятельно обратиться в ПФ для получения реквизитов, на основании которых будут перечисляться страховые взносы за работников.
Процесс выпуска акций
Так как планируется открытие акционерного общества, то требуется выпуск и регистрация акций ЗАО. Этот процесс выступает заключительным этапом открытия компании. Для этого производится официальная эмиссия ценных бумаг, которые далее распределяются между участниками предприятия.
Процесс регистрации акций ЗАО должен выполняться в течение месяца после открытия компании. Если будет нарушено данное требование, то с компании взимается штраф в размере от 500 до 700 тыс. руб.
Сколько длится процесс?
Сама регистрация компании не занимает больше трех дней. Сложной считается подготовка необходимой документации в ФНС, поэтому именно этот процесс может занять много времени.
Дополнительные действия также требуют траты времени:
- создание печати осуществляется примерно в течение двух или трех дней;
- для открытия расчетного счета придется потратить два дня;
- процедура регистрации ценных бумаг занимает два месяца.
Много времени может занять процесс формирования устава. Поэтому обычно учредители обращаются с этим вопросом к профессионалам, которые на основании шаблонов и планов работы будущих владельцев компании составляют документ.
Сколько стоит?
Процедура открытия акционерного общества считается не слишком сложной, но при этом важно учитывать необходимость вложения в этот процесс определенной суммы средств. Она складывается из нескольких элементов:
- госпошлина за регистрацию, равная 4 тыс. руб.;
- оплата услуг нотариуса, так как представитель должен передавать в ФНС только заверенные данным специалистом документы;
- пошлина за выпуск акций;
- оплата услуг за открытие расчетного счета и создание печати;
- вложение средств в уставный капитал предприятия.
Минимально на этот процесс придется потратить 35 тыс. руб. Дополнительно часто требуется пользоваться услугами юристов, запрашивающих за свою работу достаточно высокую оплату.
Как вносятся изменения?
Уже после регистрации компании может потребоваться внесение определенных корректировок в уставную документацию. Например, выходит участник из общества или же изменяется размер уставного капитала. В этом случае требуется не только внести нужные сведения в учредительную документацию, но и осуществить регистрацию изменений ЗАО.
Для внесения корректировок подается соответствующее уведомление в отделение ФНС. Работники данного учреждения на основании полученной документации изменяют сведения о компании, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Если во время налоговой проверки выявляются незарегистрированные изменения в учредительных бумагах, то фирма привлекается к административной ответственности, поэтому придется уплачивать значительные штрафы.
Заключение
Открытие ЗАО может потребоваться в разных ситуациях, но наиболее часто такая организационная форма выбирается для формирования крупного производственного предприятия. Процесс регистрации не обладает значительными отличиями от открытия ООО или ОАО.
Процедура предполагает подготовку нужной документации, создание устава и уплату пошлины. Собранные документы передаются в ФНС, после чего выполняется регистрация в течение трех дней. После получения свидетельства дополнительно придется позаботиться об открытии расчетного счета, создании печати и регистрации акций.