Легкий пассажирский самолет Ил-103: описание, технические характеристики, эксплуатанты

Легкий компактный самолет Ил-103, рассчитанный на пилота и трех пассажиров, был разработан и выпущен в девяностых годах прошлого столетия в АКБ им. С.В. Ильюшина. Эта машина отличается маневренностью, удобством в эксплуатации, имеет разные назначения и по техническим возможностям может подниматься на максимальную высоту 4 000 километров.

Согласно эксплуатационным характеристикам, официально самолет рассчитан на 15 лет службы, что приравнивается к 14 000 летных часов.

окб ильюшина ил 103

Сегодня в мире летают около сорока этих одномоторных поршневых пассажирских самолетов, но их выпуск приостановлен. В случае интереса со стороны западных инвесторов серийное производство машин будет возобновлено. На сегодняшний день ведется разработка конструкторских решений по глубокой модернизации самолета, рассматриваются варианты переоборудования двигателей для беспилотных моделей. В случае возобновления производства машин предприятие-производитель - Луховицкий завод - выпустит на рынок самолеты по цене примерно 150-20 тыс. долларов, очень выгодное предложение в рамках этого сегмента.

В советское время на мощностях предприятия было успешно произведено и выпущено порядка 100 летательных аппаратов этого вида.

Области применения

Ил-103 - многоцелевой самолет, в основном использующийся для перевозки пассажиров, на нем также выполняются учебные полеты, его применяют в качестве связного аппарата.

Самолет также может эксплуатироваться как:

  • воздушное такси;
  • средство патрулирования прибрежных зон;
  • машина для проведения научно-исследовательских работа.

Ил-103 может служить передвижной лабораторией и применяться для осуществления экологического контроля, в исследованиях обстановки на суше и на море.

Машина не предназначена для транспортировки грузов.

Ил-103: технические характеристики

конструкция ил 103

Это не новый представитель семейства Ильюшиных, его первый полет состоялся 17 мая 1994 года. Сертификат отечественного образца был получен только 15 февраля 1996 года. В конце 1998 года Соединенными Штатами Америки был одобрен документ о соответствии самолета международным нормам FAA. Это означало, что машина полностью готова к эксплуатации, прошла все тесты и соответствует нормам. Серийное производство Ил-103 было налажено на Луховицком машиностроительном заводе.

Максимальная снаряженная масса составляет 1460 кг, масса пустого самолета составляет 765 кг. Максимальное содержание полезной нагрузки равно 395 кг. Максимальный объем топлива, который учитывается при нагрузке самолета, не должен превышать 150 кг.

При восьмиметровой длине машины размах каждого крыла составляет 10,56 м, горизонтального оперения - 3,9 м. Самолет Ил-103 высотой всего 3,135 м имеет размер колеи шасси в 2,404 м. Диаметр винта внушителен и составляет целых 1,9 м.

Машина оборудована трехопорным, неубирающимся шасси. Самолет оснащен носовыми опорами и рессорами, может эксплуатироваться без взлетно-посадочной полосы, посадить его можно на утрамбованный грунт.

Ил-103 - описание конструкции

Самолет спроектирован по стандартной схеме, крылья имеют низкую посадку, благодаря простоте и эффективности которой Ил обладает улучшенными аэродинамическими показателями, при выпущенных закрылках он сохраняет широкий диапазон углов атаки воздуха.

эксплуатанты ил 103

Ил-103 управляется с помощью рукояти и педалей, в ручке расположены элементы рулевого управления. Из левой части кабины осуществляется регулирование закрылков с помощью специальных устройств. Для комфорта пилота педали регулируются по высоте, дополнительно может быть установлен штурвал. Оснащение внутри кабины позволяет поддерживать оптимальный уровень микроклимата, трехрежимная система кондиционирования работает на поддержку циркуляции воздушного потока, а также на охлаждение и на обогрев.

Двигатель

Двигатель имеет массу 158,9 кг. Самолет может развивать скорость не выше 250 км/ч, при этом крейсерская скорость составляет 225 км/ч. Максимальное расстояние полета машины - 1070 км.

При крейсерском режиме полета на высоте 3000 метров часовой расход топлива составляет в среднем 22,3 кг. На Ил можно установить альтернативный двигатель, в частности произведенный компанией Lycoming.

Модификации

В октябре 1996 была запланирована глубокая модификация машины, переоснащение, добавление новых функций.

Например, рассматривалась возможность замены одного установленного двигателя Teledyne Continental Motors IO-360ES мощностью 210 л. с. на два - иными словами, выпустить модель с двумя моторами. Кроме того, на повестке стоял вопрос об увеличении мощности мотора до 270-280 л. с. С точки зрения экспертов эта оптимизация при сохранении текущего уровня нагрузки позволила бы улучшить летно-технические характеристики при взлете и посадке, что в коммерческом смысле принесло бы ощутимую пользу, так как расширило бы возможности использования самолета.

Существует еще один вариант модификации модели с поплавковой структурой, которая должна была быть оснащена наиболее мощным двигателем, ее запуск планировался в 1997 году. Самолет с лыжным шасси первый раз взлетел в воздух в 1996 году.

Оборудование

Первые Ил-103, выпущенные в 1996 году, были оснащены отечественными бортовыми установками, при этом навигационное оборудование в них отсутствовало, в дальнейшем вся необходимая система приборов от компании Bendix King была установлена дополнительно, современные машины стали отвечать всем требованиям безопасности полетов.

Конструкция и материалы

Все модификации представляют собой конструкцию из клепаного цельнометаллического алюминиевого планера с дополнительными сплавами. При производстве машин была применена разработанная технология клепки тонколистовых обшивок.

кабина пилота ил 103

Что касается приборов, они изготовлены из титановых сплавов, композиционных материалов, а также плакированного листового Д-16 - это оптимальный состав для различных частей самолета. При производстве летательного аппарата использовалась клепка и стеклопластики. Обивка из современных материалов была выполнена с учетом основных требований по горючести согласно регламенту FAR 28.853.

воздушное такси ил 103

При создании внутренней части машины использовались наработки США, в частности детали бортового оборудования, двигателей и воздушного винта выполнены по американской технологии.

География распространения

Регулярными эксплуатантами Ил-103 являются Россия (30 машин), а также Белоруссия, которая имеет в распоряжении четыре самолета. Латинская Америка не осталась в стороне: Перу приобрело шесть экземпляров в учебных целях. Сегодня по всему миру в общей сложности летает 40 машин этой серии. Три самолета были приобретены Лаосом в 2002 году. Южная Корея приобрела 23 самолета, при этом часть машин были поставлены в счет государственного долга.

Начало производства

ил 103 технические характеристики

История создания Ил-103 ведет свое начало с 1988 года, именно тогда началась проектировка и воплощение идеи нового самолета в жизнь. Объявили открытый конкурс на создание машины, в проект охотно вступили молодые специалисты, во главе которых стоял Пупков. По условиям конкурса необходимо было создать легко воплотимую в жизнь конструкцию в соответствии с имеющимися производственными условиями. Генеральным конструктором был выбран Новожилов.

Проектировку выполняли высококвалифицированные специалисты ОКБ Ильюшина, реализовавшие огромный объем работ по аэродинамической компоновке, созданные модели были представлены в нескольких вариантах. Основательная проработка была проведена и в рамках технической стороны управления самолетом, было решено ее максимально упростить.

Спустя какое-то время проект был изменен, а конкурс поменял условия - нововведения касались расширения возможностей самолета в плане его эксплуатации. Лишь технические требования основных показателей оказались неизменными. У конструкторов появилась возможность выбрать концепцию и основные схемы будущей машины самостоятельно, таким образом перед ними открылся целый горизонт возможностей для реализации их идей.

Испытания

Первый самолет Ил-103 отправился в полет 17 мая 1994 г, за штурвалом был пилот Гудков. Полученные данные от испытаний подтвердили отличные характеристики машины, было принято решение о серийном выпуске самолетов на Луховицком заводе. Самолет не заваливался на крыло, опускался на нос и сразу начинал набор скорости. Испытания проводились и в экстремальных ситуациях, когда пилоты отпускали рулевое управление, не использовали функции закрылков, игнорировали двигатель. По полученным данным самолет может осуществить высший пилотаж, отличающий его от аналогичных моделей.

Помимо отечественного было получено и американское свидетельство о пригодности самолета к эксплуатации. Ил-103 был признан отличным самолетом с оптимальными характеристиками и удовлетворительной грузоподъемностью, а значит он должен был стать востребованным на рынке.

Несчастья

Официально было зарегистрировано 4 крушения с участием этой модели. Первая катастрофа Ил-103 произошла 21.06.2011 в Южной Корее в ходе выполнения тренировочного полета. Пилот и инструктор погибли, причиной стала ошибка пилота-стажера.

В 2016 году 12 августа в Алтайском крае при взлете произошло крушение Ил-103, по официальной версии на высоте 20 метров произошел отказ двигателя. Частный самолет рухнул в 100 метрах от взлетно-посадочной полосы.

Ил-103 сегодня - возрождение

, одномоторный поршневой пассажирский самолет

По словам первого заместителя генерального директора ПАО «Ил» Павла Черенкова, сегодня к легкомоторному самолету появился интерес со стороны иностранных заказчиков, и производство модернизированного Ил-103 может быть восстановлено.

Изготовление самолетов этой серии было полностью освоено в подмосковных Луховицах (сейчас на Луховицком заводе собирают МиГи).

Черенков подчеркнул, что готовый комфортабельный самолет может быть предложен рынку за $150–200 тыс., это просто уникальное по своей выгоде предложение.

В рамках проекта предстоит решить много вопросов. Пока это инициативная разработка ОКБ Ильюшина, насколько реально будет воплотить ее в жизнь - покажет время и спрос на машины.

Например, двигатели таких размеров, которыми планируется оснащать новые самолеты, пока не производятся в России, поэтому в качестве альтернативы рассматривают возможность использования зарубежных силовых установок для коммерческого использования. Также необходимо решить вопросы по сбалансированному обогреву салона самолета.

Сотрудники КБ Симонова в настоящее время разрабатывают двигатели для беспилотника на базе легкомоторного Ил-103.

Этот прекрасный легкий самолет подходит для выполнения не только бытовых задач. На нем легко обучать пилотов, в том числе и для работы на истребителях, доставлять гуманитарную помощь в рамках военных операций. Пожелаем нашим разработчикам удачи!

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.