Ранее на территории современного Боденского озера была ледниковая долина. Общая занимаемая площадь - 536 квадратных километров, в некоторых местах глубина достигает 254 метров. Несмотря на такую глубину, в очень суровые зимы озеро может замерзать. Водоем находится на высоте 395 метров над уровнем моря.
Боденское озеро расположено в предгорье Альп. Воды его омывают земли трех стран: Германии, Австрии и Швейцарии. Водоем состоит из трех частей:
- Нижнее озеро.
- Верхнее.
- Река Рейн, которая соединяет два озера.
Берега водоема преимущественно холмистые, только в юго-восточной части - скалистые. На береговой линии несколько заповедных зон и городов;
- принадлежащие Германии: Констанц, Линдау и Фридрихсхафен;
- австрийский город Брегенец.
Немного истории
Верхнее и Нижнее озера получили свое название еще в период существования Римской империи.
В Средневековье появилось название Lacus Bodamicus, но прижилось оно только у германоязычных народов. Откуда появилась приставка Bodamicus, историком выяснить не удалось, и непонятно, почему под этим названием объединили целых три водоема.
Принадлежность и споры
В длину Боденское озеро составляет 237 километров, из которых:
- 173 км принадлежит Германии;
- 28 километров - Австрии;
- 72 километра - Швейцарии.
Сама акватория не имеет никаких формальных границ, и это, кстати, единственное подобное место во всей Европе. Между тремя государствами тоже нет никаких соглашений о границах и распределении территории водоема. В принципе, озеро рассматривают как зону, которая не принадлежит никому, но в эту зону не входит сам берег и 25 метров вглубь континента.
Три страны, которые имеют выход к водоему, имеют совершенно разные точки зрения относительно границ. Однако вопросы рыбалки и судоходства между странами урегулированы отдельными международными актами.
Водные переправы
Между странами налажен общий визовый режим, то есть посетить три страны можно без каких-либо проблем. А судоходство по озеру осуществляется флотом под названием «Белый флот Боденского озера», в состав которого входят корабли всех трех стран. На берегах городов Констанца и Меесбурга можно взять напрокат яхту, катер или покататься на пароме. Курсируют они часто, но с 12 ночи до 6 утра, с перерывов в 1 час.
Острова
Боденское озеро привлекательно в туристическом плане, на его берегах множество интересных мест и красивые острова. О последних далее и поговорим.
Остров цветов Майнау
Этот небольшой островок суши (45 га) привлекает ежегодно около 2 миллионов туристов.
Все началось очень давно, примерно 3 тысячи лет назад, когда эту сушу осваивали кельты. Примерно в 15 году до нашей эры на остров попали римляне и развернули грандиозную стройку, возвели порт и целый город.
Уже в X веке островом владел монастырь Райхенау, но недолго. Пришел Тевтонский орден, который владел этой территорией на протяжении 500 лет. Позднее остров переходил из одних частных рук в другие. И в 1827 году владельцем становится князь Эстергази, который увлекался цветами и начал их активно разводить. Позднее владельцы сменялись один за другим, и все они разводили цветы. Теперь на остров съезжаются туристы, чтобы полюбоваться Пальмовым парком и садом георгин, экзотическими деревьями и садом бабочек. Климат на Майнау очень похож на средиземноморский, поэтому цветение растений начинается ранней весной и заканчивается глубокой осенью. Если приедете сюда, не забудьте заглянуть в древний рыцарский замок, возведенный в стиле барокко.
Остров Линдау
Город Линдау находится на Баварской земле. Его историческая часть расположена на острове, который находится в месте, где в озеро впадает речка Лайблах.
Остров с материковой частью соединен мостами (автомобильным и железнодорожным) и занимает всего лишь 0,68 км2.
Большая часть этого острова на Боденском озере занята под старой застройкой, любоваться которой и приезжают туристы.
Остров Райхенау
Этот кусочек суши включен в список культурного наследия ЮНЕСКО. Ведь здесь сохранилось здание Бенедиктинского аббатства. Возведено оно примерно в 724 году и является ярким примером средневековой архитектуры.
Трагедия над Боденским озером
В 2002 году, 1 июля, в небе над Германией столкнулись два авиалайнера. Один - гражданский, осуществляющий рейс 2937 «Москва - Барселона» (ТУ-154). Второй самолет осуществлял грузовые перевозки, направлялся по маршруту Бахрейн - Бергамо - Брюссель (Boeing 757), принадлежал компании DHL.
В катастрофе над Боденским озером погибли абсолютно все - 71 человек. На гражданском судне находилось 52 ребенка.
Предшествовавшие обстоятельства
Рейс, вылетевший из Москвы, вез детей на отдых в Испанию. На борту было 52 ребенка, 8 взрослых пассажиров и 9 членов экипажа. Это была поощрительная поездка, которую организовали для особо одаренных детей. Финансирование отдыха велось полностью за счет бюджета Республики Башкортостан. Одной из погибших над Боденским озером была дочь Рима Суфиянова, главы комитета, занимавшегося организацией поездки.
Примечательно, что группа накануне опоздала на свой рейс. По просьбе турфирмы был организован дополнительный рейс и удалось продать еще 8 билетов.
Боинг же осуществлял свой плановый рейс с промежуточной остановкой в Бергамо, Италия.
Как все произошло
Управление воздушным пространством над Германией осуществляла частная компания Швейцарии - Skyguide. Диспетчерский пункт располагался в Цюрихе, и за полетами должны были осуществлять наблюдение 2 диспетчера, но один отлучился на обеденный перерыв. За двумя терминалами наблюдал оставшийся диспетчер Петер Нильсон (на тот момент ему было только 34 года) и ассистентка.
В диспетчерской частично было отключено оборудование, и опасное сближение самолетов Петер слишком поздно заметил.
Буквально за минуту до пересечения путей лайнеров диспетчер дал указание экипажу ТУ-154 идти на снижение. Экипаж был уже готов к маневру, но "Боинга" еще не видел. И вдруг система TCAS (автоматическая система самолета, предупреждающая об опасности) передала другую, противоречивую команду о необходимости набирать высоту. В это же время экипаж "Боинга" получает команду снижаться.
Только пилот ТУ-154 Иткулов обратил внимание остальных, что получены две противоречивые команды. Диспетчер опять дал указание на снижение, команда гражданского авиалайнера подтвердила ее и умолчала о сообщении системы TCAS. Команда рейса 2937 была введена в заблуждение, так как посчитала, что кроме видимого на радаре самолета есть еще один, поэтому нужно все-таки снижаться.
Экипаж "Боинга", выполняя инструкцию своей системы TCAS, шел на снижение. Пилоты пытались связаться с диспетчером, но он не услышал, так как общался на другой частоте с экипажем ТУ-154.
Когда пилоты обоих самолетов увидели друг друга, они сразу же попытались предотвратить столкновение, но было уже поздно.
Авиакатастрофа над Боденским озером произошла в 21:35:32 1 июля 2002 года.
Самолеты столкнулись практически под прямым углом, стабилизатор Boeing ударил по фюзеляжу ТУ-154, в результате чего последний разломался пополам. Пассажирский самолет, пока падал вниз, разломался на четыре части, которые упали в округе города Юберлингенва.
"Боинг" утратил два своих двигателя и упал в 7 километрах от остатков ТУ-154.
Радует только одно: в результате авиакатастрофы на Боденском озере на земле никто не пострадал, хотя некоторые части авиалайнеров оказались во дворах жилых домов.
Расследование
Рассмотрение причин трагедии продолжалось около 2 лет. Делом занималось Германское федеральное бюро расследований. Свое решение бюро огласило 1 мая 2004 года. Официальными причинами катастрофы над Боденским озером объявили следующие:
- авиационный диспетчер не смог своевременно проинформировать экипаж о необходимости снижения, то есть не смог обеспечить безопасное эшелонирование;
- экипаж самолета ТУ-154 осуществлял маневр, противоположный указаниям TCAS.
Комиссия также отметила, что интеграция системы безопасности самолета была неполной, а инструкция к ней противоречила самой себе. Частично возложена вина на руководство швейцарской компании, которое осуществляло контроль за авиационным пространством. В компании не хватало сотрудников, в особенности для работы в ночное время. Помимо этого, в диспетчерском пункте именно в этот день была отключена система предупреждения об опасности, якобы для проведения технического обслуживания. Также была отключена основная телефонная линия, а вторая дублирующая вообще оказалась в неисправном состоянии. Поэтому диспетчер Петер не смог даже договориться с коллегами в аэропорту Фридрихсхафена, чтобы те приняли аэробус А320, который опаздывал. По этой же причине диспетчер центра в Карлсруэ не смог связаться с Нельсоном, хотя видел, что лайнеры опасно сближаются, и звонил по телефону 11 раз, увы, безрезультатно.
Что было потом
Но на этом история авиакатастрофы на Боденском озере не закончилась. 24 февраля 2004 года Петера Нильсона обнаружили мертвым на пороге собственного дома.
Убийцей оказался россиянин Калоев Виталий Константинович. На момент убийства ему было 46 лет. А причиной такого поступка оказалась смерть его жены и двоих детей во время столкновения над Боденским озером. По словам Виталия, он всего лишь хотел, чтобы Петер извинился, но тот повел себя агрессивно, отбросил предоставленные фотографии семьи Калоева, а его самого оттолкнул.
На суде Виталий не опровергал и не подтверждал, что совершил убийство, а только говорил, что после разговора с Нельсоном ничего не помнил. В результате его осудили на 8 лет. Это произошло в 2005 году. Уже через год в апелляционном суде это дело пересматривалось, и суд принял во внимание ограниченную дееспособность Калоева в связи с потерей жены и детей и несколько ослабил приговор. В итоге ему присудили 5 лет и 3 месяца вместо 8. В 2007 году Виталию удалось даже выйти досрочно. Он тут же возвращается в Россию, к себе на родину в Северную Осетию. И его встречают как героя. А в 2008 году мужчину даже назначают заместителем министра по архитектуре.
Башкирия против Германии
Компания «Башкирские авиалинии», являющаяся владельцем утраченного самолета на Боденском озере, подала иск на Германию в 2005 году. От страны компания потребовала возмещения ущерба в размере 2,6 миллиона евро. Несмотря на возражения Германии, суд города Констанца постановил, что немецкое государство несет полную ответственность за свое воздушное пространство и не имело права заключать договора с иностранной компанией об обеспечении диспетчерского обслуживания. Договора между Германией и швейцарской компанией Skyguide были признанные недействительными, и суд постановил возместить ущерб авиакомпании.
Немецкое правительство долгое время опротестовывало решение в судах разных уровней. В итоге, когда дело попало в Высший областной суд в городе Карлсруэ, стороны смогли мирно договориться, дело было закрыто.
Компенсация семьям пострадавших и судебные процессы
Понятное дело, что вернуть после трагедии над Боденским озером никого нельзя, и изменить тоже ничего не получится, но все же страховой компании Skyguide пришлось выплатить компенсации семьям пострадавших. На протяжении 2004 года ими было выплачено в общей сложности около 150 тысяч долларов. Естественно, суммы, причитающиеся каждому из родственников жертв, не оглашаются.
После этого, в 2005 году, страховая компания обратилась в суд с иском к «Башкирским авиалиниям» с требованием возместить выплаченные компенсации, так как пилоты в катастрофе на Боденском озере также виноваты. Однако суд отклонил иск.
Не все члены семей пострадавших согласились принять материальную компенсацию с условием, что компания не будет привлечена к юридической ответственности. 30 жертв обратились в суд с исками на «Башкирские авиалинии» с требованием выплатить компенсацию по 20,4 тысячи долларов за каждого погибшего. Велись долгие разбирательства, с 2009 по 2011 год, и в итоге швейцарский суд постановил, что максимальная сумма за каждого погибшего будет составлять на тот момент 33 тысячи швейцарских франков.
Память
Теперь не только достопримечательности на Боденском озере осматривают путешественники. Многие приходят к месту падения самолета, возлагают цветы. Теперь здесь установлен мемориал под названием «Разорванная жемчужная нить». А в диспетчерской, где работал Петер, всегда стоит живая роза.
Все погибшие похоронены на Южном кладбище в городе Уфе. Их могилы расположены в том порядка, как они сидели в самолете, следовавшем по рейсу 2937. Также на территории кладбища открыт мемориал в их честь.
Только семья Калоева захоронена во Владикавказе. На трех могилах всегда свежие цветы.
Реакция общественности
О катастрофе на Боденском озере снято множество фильмов. В 2005 году на «Телеканале Россия» вышел фильм «Боденский капкан». National Geographic Channel также снял два документальных фильма.
Швейцария и Германия совместно сняли телефильм о катастрофе под названием «Полет в ночи – катастрофа над Юберлингеном». Есть ряд других кинолент и документальных фильмов, снятых разными кинокомпаниями.
В июле этого года на экраны выйдет в России фильм о катастрофе и убийстве диспетчера. Картина называется «Непрощенный», режиссер - Сарик Андреасян.