Смешивание цветов: таблица

Цвет – один из основных инструментов в руках художника. Он способен выражать и создавать эмоции, конструировать собственную реальность и имитировать пространство внутри картинной плоскости. Человеческое восприятие формы и светотени предмета напрямую зависит от того, как окрашена его поверхность. Ощущение красоты и привлекательности чего-либо также формируется благодаря чувству цвета. Понимание основ колористики, умение правильно подобрать цветовое сочетание для проекта и различные оттенки – важный навык для дизайнера, архитектора или стилиста.

Хроматические и ахроматические цвета

смешение цветов

Все цвета можно разделить на две основные группы: хроматические и ахроматические. За их восприятие отвечают три группы рецепторов, которые находятся в глазах человека. Каждая из них работает с определенным диапазоном цветов: фиолетово-синим, зелено-желтым и желто-красным. Так как они пересекаются, в процессе срабатывает несколько рецепторов. Похожим образом художники смешивают цвета для получения определенных оттенков краски. Хроматические – это спектральные или насыщенные оттенки. Для их представления используется специальный инструмент – цветовой круг. Он служит для представления светового спектра форме и представляет различные цветовые модели. Использование цветового круга облегчает поиск гармоничных цветовых сочетаний и активно используется в искусстве и дизайне. Чтобы понять, как получить цвета при смешивании красок, художники перед работой обязательно изготавливают подробную круговую схему. Ахроматические цвета – это белый, черный цвет и все оттенки серого. Человеческий глаз способен воспринять около 300 оттенков ахроматических и несколько тысяч хроматических оттенков.

Основные и вторичные цвета

В спектре есть три основных цвета: красный, желтый и синий, которые невозможно получить путем смешивания остальных. В цветовом круге они считаются первичными и служат основой для всей остальной хроматической гаммы. Выделяют также вторичные цвета или составные, полученные путем смешивания цветов основной группы:

  • оранжевый можно получить из красного и желтого;
  • зеленый – из синего и желтого;
  • фиолетовый – из синего и красного.

Для того чтобы получить коричневый смешиванием цветов красок, сначала нужно взять желтый и синий для получения зеленого, а затем добавить красный.

Смешивание цветов

Сложные цвета

Для коррекции и получения желаемого оттенка просто добавляйте зеленый или красный. Вторичные цвета на цветовом круге располагаются между основными. Существует и третья группа – сложные цвета, которые образуются путем смешивания цветов из основной и вторичной группы:

  • красно-оранжевый;
  • оранжево-желтый;
  • желто-зеленый;
  • зелено-синий;
  • сине-фиолетовый.

На цветовом круге они находятся между основными и вторичными, потому также называются третичными. Красный и желтый, синий и оранжевый, фиолетовый и желтый находятся на нем друг напротив друга – это дополнительные цвета, которые усиливают и уравновешивают друг друга.

цветовой круг

Основные характеристики цвета: тон

Для того чтобы понять, как получить цвета при смешивании, нужно разобраться с их основными характеристиками: цветовым тоном, светлотой, насыщенностью и температурой. Тоном называют качество цвета из хроматического спектра, которое обычно обозначается его названием - коралловый, карминный, персиковый. Цветовой тон создается смешиванием цветов хроматической и ахроматической групп. Он может быть чистым или приглушенным. Чистый цвет получается путем смешивания с белым или черным, а приглушенный – с серой гаммой.

цветовой тон

Что такое светлота

Хроматические и ахроматические оттенки по-разному влияют друг на друга. Например, при контакте с белым появляется новый оттенок, черный заглушает тон, а серый способен изменить характеристики хроматического цвета. Светлотой называется степень затемнения или высветления цвета. Она присуща обеим цветовым группам. Она меняется от желтого, являющегося самый светлым, до фиолетового, являющегося самым темным. Светлота цветового тона – это количество добавленного к основному цвету черного или белого. Она может быть одинаковой со светлотой любого хроматического цвета.

Насыщенность цвета

Насыщенностью определяется степень чистоты и интенсивности того или иного оттенка. Спектральные цвета обладают максимальной степенью насыщенности. Ахроматическая группа – это ненасыщенные цвета. В процессе добавления хроматических или ахроматических оттенков насыщенность уменьшается, а цвет приближается к серому. Так происходит при смешивании цветов, которые являются противоположными. Слабый по интенсивности цвет называют нейтральным. Если смешать противоположные оттенки в разной пропорции, то интенсивность снизится, а тон будет стремиться к серой гамме. При равной пропорции получается серый цвет.

Цветовая температура

Температура – это понятие, основанное на человеческих ассоциациях. Красные оттенки считаются теплыми, а синие – холодными. Отсюда и появилось разделение: к теплым относятся оттенки от фиолетово-красного до желто-зеленого, а к холодным – от сине-фиолетового до сине-зеленого. Фиолетовый и зеленый при этом относятся к нейтральным по температуре цветам. Согласно теории, зеленый появляется при смешивании синего и желтого, а фиолетовый цвет – при смешивании цветов, которые являются максимально холодным и теплым, то есть синего и красного. Поэтому чем меньше синего, тем менее холодным становится фиолетовый оттенок, и наоборот. Ахроматическая группа – это всегда холодные цвета. Цветовой тон, в зависимости от присутствия в нем теплых, холодных или ахроматических оттенков, может быть холодным, даже если его «родителем» является теплый тон. Пример такого цвета - светло-розовый, который относится к холодной группе.

Карта цветовых тонов

Таким образом исходя из характеристик цветов их все можно разделить на 8 основных групп:

  1. По цветовому тону – чистые и приглушенные.
  2. По светлоте – темные и светлые.
  3. По насыщенности – яркие и тусклые.
  4. По температуре – холодные и теплые.

Для удобной ориентации по различным оттенкам существуют так называемые карты цветов. Карты существуют для различных интерьерных и художественных красок. Они позволяют легко сравнивать различные цвета и определять их названия. Это очень удобно, если нужно выбрать, например, определенный оттенок для покраски стен в доме или для дизайна одежды.

Смешивание цветов таблица

Основные группы оттенков

У определенной фирмы-изготовителя могут быть и варианты цвета при смешивании красок. На карте цветов ряды тонов основываются на смешении цветов из хроматического и ахроматического спектра и делятся на следующие группы:

  • локальные – это чистые и яркие, максимально насыщенные цвета, тона из ахроматического спектра отсутствуют;
  • сильные – чистые и яркие, но менее насыщенные, в них присутствует 3% серого цвета, 50% белого и черного;
  • яркие - чистые, светлые, яркие, средненасыщенные, с десятипроцентным присутствием белого цвета;
  • пастельные – чистые, светлые и средненасыщенные, 50% белого;
  • выбеленные – чистые, светлые и минимально насыщенные, 90% белого;
  • пыльные – приглушенные, слабонасыщенные, светлые, 80% белого и 20% черного;
  • мягкие – приглушенные, слабонасыщенные, 70% белого и 30% черного;
  • тусклые – слабонасыщенные, темные, 40% белого и 60% черного;
  • блеклые – приглушенные, средней светлоты и насыщенности, 60% белого и 40 черного;
  • глубокие – насыщенные, чистые, темные, 25% черного;
  • темные – чистые, темные, средненасыщенные, 45% черного;
  • зачерненные – максимально темные, чистые и ненасыщенные, 55% черного.

Локальные и сильные относятся к обычным цветам. Яркие, пастельные и выбеленные – к чистым и светлым. Приглушенные тона – это пыльные, мягкие, блеклые и тусклые. Чистыми темными тонами являются глубокие, темные и зачерненные. Тон среднего цвета во многом зависит от процентного соотношения белого и черного: светлые оттенки содержат больше белого, а темные – больше черного.

Смешивание цветов

Смешивание цветов красок

Рассмотрим технологию смешивания красок на примере акварели. Перед началом работы обязательно нужно подготовить, составить цветовой круг из той палитры, которая есть в наборе. Для этого возьмите желтый, красный и синий цвет. Если в палитре несколько оттенков одного цвета, нужно выбрать самый яркий и чистый. Далее смешайте красный и желтый для получения оранжевого и поместите его между ними на круге. Добавьте к одному оттенку больше желтого, а к другому – больше красного, чтобы получить разные тона и также поместите их на круг. Коричневый цвет - смешивание цветов из основной группы. По желанию можно создавать больше различных переходов тона, расширяя свой цветовой круг. Теперь вы знаете, как получить смешивание цветов, поэтому повторите все шаги, объединяя красный и синий для получения фиолетового, а затем – желтый и синий. Это очень помогает в работе с красками – ориентируясь на готовую палитру, проще выбрать нужный оттенок и смешать их в правильной пропорции. Светлота в акварели получается при разбавления водой.

Создание собственной цветовой палитры

Можно взять за основу совсем другие цвета, например желтый, голубой и малиновый. В этом случае получится известная цветовая модель RGB, которая используется в телевизорах, планшетах и мониторах для создания различных оттенков. При смешивании этих цветов получится яркая и жизнерадостная палитра. Другой вариант – использовать черный, красный и желтый, то получатся более темные и благородные тона. Применяя тот же подход, но комбинируя совершенно разные оттенки базовых цветов, можно получать необычные результаты. Попробуйте использовать не яркий желтый, красный и синий, а приглушенные, темные тона – получится темный цветовой круг, большинство оттенков на котором будет принадлежать к бежевой гамме. Тона будут сдержанными, приятными и естественными.

яркая палитра

Таким образом художники приходят к пониманию, что, приобретая краску одного цвета, нужно попробовать смешать ее с другими, чтобы избежать излишних трат на расширение палитры. Например, при покупке желтого его обязательно стоит смешать со всеми синими и красными оттенками. Сделайте выкраску по листу, растягивая цвет максимально широко, к самому прозрачному тону. Особое внимание стоит уделить зеленому. Дело в том, что ни одна краска этого цвета не передает натурального оттенка листвы, так необходимого для изображения растительности. Его обязательно нужно приглушать каким-то оттенком коричневого. Имея в наличии палитру, состоящую из всего лишь 12 цветов, можно получить огромное количество различных оттенков. Попробуйте поискать новые варианты, используя имеющиеся краски, и применяйте их в своих работах.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.