Операционный менеджмент (или управление операциями) занимается решением текущих задач, однако это не означает, что решения, принятые его в рамках, не важны. Напротив, без решения повседневных задач невозможна деятельность компании.
Операционный менеджмент - это фактически разработка решений, касающихся уменьшения затрат на деятельность компании без потери качества результатов этой деятельности. Таким образом, операционный менеджмент в решении повседневных задач занимается общей оптимизацией работы компании.
Удачные операционные решения часто копируются конкурентами, так что они редко являются преимуществом, по крайней мере, на протяжении длительного времени. Но это не значит, что искать нестандартные решения, позволяющие оптимизировать деятельность компании, не нужно: первопроходцы, как правило, все-таки снимают некоторую часть сливок.
Функция операционного менеджмента часто так или иначе рассредоточена по различным службам компании. Это позволяет начальникам этих служб оптимизировать производственные процессы внутри их сегментов, что в конечном итоге положительно скажется на деятельности всей компании.
Несомненно, операционный менеджмент должен опираться на стратегический. К примеру, руководство авиакомпании, которая позиционируется на рынке в low-cost сегменте, вряд ли примет решение подавать на борту обед из трех блюд, стоимость которого будет включена в билет. Такое решение было бы нерациональным. Или производитель товаров luxury-сегмента не может удешевить производство за счет использования более дешевого сырья: это может сказаться на качестве конечного продукта.Изучение операционного менеджмента в рамках университета или повышения квалификации, несомненно, пригодится управленцам среднего и высшего звена, поскольку при организации компании и руководстве ею, помимо опыта, необходимы теоретические и практические знания.
Кроме того, знание основных принципов операционного менеджмента будет полезно при оценке эффективности деятельности компании в общем. Изучение этой дисциплины пригодится не только управленцам, но и бухгалтерам, финансистам, маркетологам и даже программистам.
Операционный анализ в финансовом менеджменте, как часть краткосрочного планирования, помогает отслеживать зависимость результатов деятельности компании в денежном эквиваленте, то есть прибыль от затрат на производство и его объемов.
Этот анализ часто называют анализом безубыточности, поскольку он может вычислить, в том числе, объемы и характер производства, при котором финансовые результаты компании будут равны нулю. Еще он помогает определить порог рентабельности компании и позволяет прогнозировать финансовые последствия принятия некоторых решений.
Таким образом, операционный анализ и операционный менеджмент тесно связаны между собой, так что предприниматели и управленцы должны владеть этими дисциплинами, чтобы компания не только продолжала свою деятельность, но и максимально эффективно развивалась.