В нашем обществе закрепилось негативное значение слова «маргинал». Наверное, это связано с прямым переводом с латинского: «расположенный у края, на границе». Он придал слову оттенок чего-то деклассированного, практически безродного. Маргинал – это тот, кто находится в стороне, не примыкая ни к впереди идущим, ни к тем, кто стремится остановить время.
То есть такой человек выпадает из основного на данный момент, стереотипного
восприятия всего, что происходит в культурной или общественной жизни.Под это определение могут подходить как и совсем необразованные, опустившиеся люди, живущие примитивными желаниями, так и те, чьи творения и высказывания через много лет станут чем-то вроде Библии. Потому что в данный момент они – это только они. И у них нет общепринятой позиции по отношению к миру вокруг. Маргиналы слишком странны, непонятны. Они не вписываются в рамки, а это пугает, заставляет настороженно относиться к такому индивидууму.
Рассуждая, о том, кто же такой маргинал, понимаешь, что у него не может быть четко выраженной позитивной или негативной окраски. Ведь наряду с бомжами, наркоманами и «гопниками», не сумевшими адаптироваться в социуме и отторгнувшими его правила, среди маргиналов могут оказаться такие, как Леонардо да Винчи, Эйнштейн или граф Толстой. Они тоже были «людьми в себе», теми, кто жил по своим собственным правилам.
Значит, маргинал – это кто-то, кто выпадает из ряда привычного, общепринятого, понятного. Это состояние «пограничности», промежуточности между понятным и великим, тем, что станет сиять в будущем, или между понятным и негодным, непотребным, тем, что исчезнет вместе со смертью своего носителя.
Самое потрясающее в понятии, маргинал – это непредсказуемость дальнейшего развития событий для любого человека, не вписавшегося в обыденную жизнь своих современников. Ведь носители такого отношения к миру изначально идут не в ногу. А значит, никто и ничто не могут повлиять на дальнейшую их судьбу. Само время решает, чему жить, а что должно кануть в Лету.Ведь даже те, кто провозглашает себя оппозиционерами, продолжают мыслить общепринятыми критериями, подчиняясь нормам поведения, языка, мышления, наконец. Для маргинала же не может быть, по определению, критериев, по которым мы смогли бы оценить его наследие. Ведь он – вне времени и ситуации. Поэтому очень легко принять чье-то шарлатанство за новаторство, а «человека из будущего» счесть безумцем.
В этом и состоит трагизм ситуации. Очень трудно истинным пророкам дозваться, и легко лжепророкам дать неправильные, ложные ориентиры. Нет, не существует четких критериев и в искусстве, и в культуре для определения истинности того или иного явления.
Маргинал – это тот, кто накапливает, нарабатывает особенности мышления, принципы, которые будут приняты в следующих поколениях. Он – своеобразные дрожжи, на которых взойдет новый образ человечества. То, что сейчас считается внесистемным, завтра может стать господствующим мнением и нормой восприятия. Но может и не стать!
Итак, говоря о том, кто такой человек, ушедший от одних представлений о мире и, по мнению современников, не примкнувший к другим, мы поймем – это маргинал. Значение слова само подсказывает, что это довольно сложное неопределимое явление, которое смогут по праву оценить только наши потомки.