Для анализа торговой активности предприятий необходимо именно использовать комплексную методику, в которой именно экономическая рентабельность показывает причинно-следственную закономерность всего процесса развития компании. В данном случае необходимо детально структурировать показатели, которые определяют эффективность функционирования всей его системы.
Каждое предприятие ставит перед собой комплекс стратегических и тактических задач, которые при реализации должны укреплять долгосрочную конкурентоспособность и обеспечивать такой показатель эффективного хозяйствования, как экономическая рентабельность. Товаропроводящая сеть (далее ТПС) предприятия также не возникает на пустом месте и не является обязательным атрибутом деятельности, а наоборот, является предметом стратегического маркетингового планирования и обоснования эффективности развития распределительной и ценовой политики. Следовательно, развитие ТПС предприятия должно отвечать определенным целям и ТПС должна четко выполнять возложенные на нее функции. Например, экономическая рентабельность предприятия теснейшим образом связанная с качеством ТПС, как фактор, выдвигает к ней следующие принципы организации:
1) деятельность субъектов собственной ТПС направлена на достижение максимальной эффективности сбыта и обеспечение долгосрочной конкурентоспособности предприятия;
2) субъекты собственной ТПС позиционируют себя как официальные представители головного предприятия, соблюдают и позиционируют элементы фирменного стиля;
3) субъектами товаропроводящей сети обеспечивается максимальный уровень сервиса для клиентов, проводится интенсивная работа по удержанию реальных и привлечению потенциальных конечных потребителей продукции головного предприятия.
4) субъекты товаропроводящей сети осуществляют ежемесячную отчетность по соответствующим формам, разрабатываемым головным предприятием;
5) субъекты собственной ТПС производят обязательную ежемесячную выборку и оплату продукции в соответствии с доведенными головным предприятием месячными квотами потребления по видам продукции;
6) субъекты товаропроводящей сети строго соблюдают предложенные головным предприятием методы регулирования уровня цен для потребителей;
7) субъекты собственной ТПС по согласованию с головным предприятием должны развивать соответствующую инфраструктуру включающей в себя складские и офисные помещения, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей покупателей продукции головного предприятия;
8) экономическая рентабельность и ценообразование на продукцию формируются в соответствии с законодательством той страны, в которой осуществляет свою деятельность субъект собственной ТПС;
9) субъекты собственной ТПС строго соблюдают оговоренную зону основной ответственности реализации.
Субъекты собственной ТПС являются дочерними предприятиями, торговыми домами, представительствами или филиалами, в связи с этим они должны в первую очередь ориентироваться на приоритеты головного предприятия. Высокая экономическая рентабельность должна быть их тактической целью в деятельности по реализации продукции с максимальной эффективностью, а основной стратегической задачей - формирование долгосрочной конкурентоспособности головного предприятия. Поскольку субъекты собственной ТПС позиционируют себя как официальные представители предприятия, они должны выдерживать все элементы корпоративного стиля, особенно при поддержании на должном уровне такого показателя как экономическая рентабельность. Также для формирования благоприятного имиджа головного предприятия субъекты ТПС должны осуществлять комплекс маркетинговых мероприятий, направленных на целевых контрагентов.
С целью обеспечения, как оперативного мониторинга, так и общего стратегического видения перспектив развития рынков целевых регионов, субъекты ТПС осуществляют регулярное предоставление утвержденных форм отчетности. Периодичность предоставления отчетности и ее формы, как правило, заранее утверждаются, но при условии необходимости срочного аккумулирования информации, субъекты ТПС должны по запросу руководителя головного предприятия предоставить необходимые данные. Также одной из основных задач субъектов ТПС является предоставление максимального сервиса реальным и потенциальным потребителям, в противном случае создание ТПС может быть не только не оправданным, но и экономически не целесообразным. Субъекты ТПС должны проводить постоянный мониторинг потребностей и оценки удовлетворенности потребителей в своем регионе, формировать и сохранять клиентскую базу, устанавливать доверительные отношения и внедрять новые адаптивные формы и методы сотрудничества с потребителями.