В исторических трудах о Великой Отечественной войне есть немало страниц, на которых не любили останавливать свое и читательское внимание увешанные орденами авторы "воспоминаний и размышлений". Хоть и было о чем поразмыслить, да как-то вспоминать не хотелось. Причины понятны – страницы эти страшны и позорны.
Одна из таких малознакомых историй - история про Вяземский "котел". Мало кто знает, насколько страшнее она, чем, например, битва на Волге.
Из любого учебника истории, даже советского, известно, что под Сталинградом Вермахт потерял армию генерала Паулюса, состоящую из двадцати двух дивизий. Так вот, Красная Армия под Вязьмой понесла потери несколько большие. В окружение попала группировка в составе трех армий, потери составили, по самым скромным подсчетам, 380 000 человек убитыми, 600 000 военнослужащих РККА попали в плен. Количество дивизий, угодивших в Вяземский "котел" и прекративших свое существование, равно 37. Девять танковых бригад, тридцать один артиллерийский полк резерва Главного командования разгромлены полностью.
Но и это еще не все. Вяземская катастрофа имела свои последствия: уничтожение столь крупной военной группировки открыло немецким войскам прямую дорогу на Москву, которую пришлось срочно перекрывать силами ополченцев и курсантов, плохо обученных и столь же плохо вооруженных. Почти все они погибли, добавив пятизначные цифры в скорбную копилку потерь нашего народа в войне.
Бои под Вязьмой начались в октябре 1941 года. О том, что немецкий генштаб планирует крупное наступление, советское командование догадывалось, однако ожидало его между 19-й и 16-й армиями, где и были сосредоточены силы, в дальнейшем попавшие в Вяземский "котел". Это было ошибкой, удары противник нанес южнее и севернее, от городов Рославля и Духовщины, обойдя оборонительные позиции советских войск Западного фронта и окружив их. В результате такого классического охватного маневра была создана высокая концентрация войск на узких участках фронта, и немцам удалось прорвать растянутую оборону советских войск.
Маршал Г.К. Жуков, командовавший Западным фронтом с 10 октября 1941 года, в своих мемуарах представлял Вяземский "котел" как не очень значительный эпизод своей героической биографии, указывая на то, что окруженная группировка долгое время сковывала вокруг себя войска противника. Это действительно было так. Потерявшие снабжение, связь и командование советские дивизии сражались до последнего. Только продолжалось это недолго, и вскоре по дорогам запылили многотысячные колонны пленных. Судьба их не просто печальна, она страшна. В лагерях погибла от голода, холода и болезней большая часть наших солдат и офицеров, а те, кто выжил, были заклеймены позором плена и в своем большинстве после войны опять попали в лагеря, на этот раз советские.
Сражение под Вязьмой произошло семьдесят два года назад, а останки многих тысяч воинов, защитивших нашу Родину, по сей день лежат в безвестных могилах, по ним ездят автомобили, ходят люди, не знающие правды. Долгое время считалось, что лучше ее забыть.
Да, Вяземский "котел" стал позором, и не единственным за войну, но не на павших героев и не на умерших в плену он ложится. Они ни в чем не виноваты и в большинстве своем честно выполнили свой воинский долг. Те, кто не хотел говорить правду о войне и запрещал это другим, знали, чей это позор.
Нам же, живущим сегодня, нужно помнить о своих дедах и прадедах, не вернувшихся с войны.
У нас, без вести пропали, в этой мясорубке дед: Приходкин Александр Семенович (доброволец-июль 41г. Томский РВК) - 499 гаубичный полк 166 СД и его брат Приходкин Александр Семенович - 517 СП 166 СД (доброволец-июль 41г. Томский РВК). Вечная память погибшим!!!