Литературные загадки: псевдоним Гоголя

Н.В.Гоголь не только гордость русской литературы, но и великая её загадка. Он оставил после себя сотни страниц гениальных произведений и десятки тайн, разгадать которые пытаются многие исследователи его жизни и творчества. Однако как глубок смысл его удивительной прозы, также безбрежны и тайны, окружавшие писателя при жизни и фантастическим флёром окутавшие его посмертную славу.

Впрочем, последнее неудивительно. Ещё будучи учеником в гимназии Нежина, Гоголь получил от однокашников прозвище «таинственный Карло» – за скрытность, нежелание делиться сокровенными планами на будущее, мечтами о громкой славе, головокружительной карьере, подвигах во славу Родины. И, конечно же, жаждой литературного признания, желанием написать нечто такое значительное, весомое, что поставило бы его в один ряд с великими Мастерами слова – кумиром А.С. Пушкиным, любимым А.А. Жуковским и другими маститыми писателями того времени.

Гоголевские псевдонимы

псевдоним Гоголя

Творчество Гоголя – поразительный сплав жестокого реализма и захватывающей дух фантастики, проникновенного, трогающего до слёз лиризма и заставляющей, тоже до слёз, хохотать сатиры, за которой кроется глубокая, разъедающая душу тоска и горечь. Красота и безобразие, трагедия и комедия (всё, как в жизни) - все это мы находим в «Мёртвых душах» и «Ревизоре», в «Женитьбе» и «Невском проспекте». Писатель-сатирик, писатель-мистик, писатель-лирик, стоящий у истоков «натуральной» школы – всё это он, Н.В. Гоголь.

Произведения Гоголя, каждая строчка их несут на себе отпечаток его великого таланта. Писатель обладал потрясающей способностью несколькими словами, двумя-тремя говорящими деталями обрисовать сущность своих героев, выставить, как на ладони, со всеми их потайными уголками души, скрытыми помыслами. Данную черту гоголевского мастерства высоко ценил Пушкин. Недаром он подарил приятелю две потрясающие идеи – замыслы «Ревизора» и «Мёртвых душ», понимая, что никто другой не справится с этими анекдотическими историями лучше, чем молодой «малороссиец» с мягким южным выговором.

произведения Гоголя

Однако деятельность на литературном поприще Николая Васильевича начиналась далеко не безоблачно. Поэма «Ганц Кюхельгартен» - сейчас библиографическая редкость. Автор её – некто В. Алов, и мало кто знает, что это – псевдоним Гоголя. Первый псевдоним.

Поэма была создана в духе школы немецких романтиков и отражала настроения и мысли начинающего писателя на тот момент. Он был преисполнен надеждами и мечтами на поэтическую славу, когда «Северная пчела» и «Московский телеграф» выпустили экземпляры его детища. И даже псевдоним Гоголя, романтический и поэтический, ассоциировался с его душевным подъёмом: ведь Алов – это алая заря, наступающее утро, зарождение нового дня, светлого и ясного.

Увы, критика была неумолимо жестока, и писатель, боясь позора, скупил все экземпляры поэмы, снял номер в одной из гостиниц Петербурга и сжёг все два мешка тиража «Ганца…». Почему он так поступил, ведь никто его литературного имени не знал, для нас неизвестно. Скорее всего, Гоголь чувствовал ответственность перед искусством, перед читателями и не хотел пятнать себя заведомо слабыми произведениями. Да и перед современниками, знавшими в Малороссии его и его семейство, краснеть тоже не хотелось.

творчество Гоголя

Второй псевдоним Гоголя - вполне реалистичная литературная мистификация. Рудый Панько, пасечник, от имени которого написаны и опубликованы «Вечера на хуторе…», настоящий литературный дебют Николая Васильевича, принёсший ему первую яркую славу и популярность, открывший для него двери в лучшие дома Петербурга. Сам Панько, как очевидец и рассказчик сборника, обрисован настолько мастерски живо, что без труда можно представить себе его внешний вид, образ жизни, даже сам голос. И в гости он зовёт своих читателей тоже как вполне существующая личность! К тому же, новый псевдоним Гоголя намекает на самого писателя. «Рудый» в переводе с украинского, тогда малороссийского, означает «рыжий» (ассоциации с цветом волос). А «Панько» - имя Панас, малороссийский вариант русского Афанасия, деда писателя по отцу.

Впрочем, и это ещё не всё. «П. Глечик», «Г. Янов» и даже аббревиатура «О.О.О.О.» (Гоголь-Яновской), каждая из подписей – тоже очередной псевдоним Гоголя, которые он использовал на ранних этапах творчества. При жизни автора о них знал узкий круг людей: несколько друзей да издатели. И только впоследствии, при систематическом глубоком изучении наследия автора и его биографии, эти интересные подробности оказались в поле зрения исследователей.

Интерес к творчеству Мастера не ослабевает с течением времени. О нём и по его произведениям снимаются фильмы, пишутся исследовательские статьи и научные работы, он один из самых читаемых русских авторов. И это тоже проявление загадочного феномена Н.В. Гоголя!

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.