Пожалуй, это самая загадочная личность в русской литературе – Николай Гоголь. Его склонность к противоречиям и мистицизму прослеживается во всех произведениях. Трагикомедия как зеркало общества в целом и каждого человека в отдельности – вот излюбленный жанр писателя. О его загадочной душе свидетельствуют и факты биографии. Даже многочисленные псевдонимы Гоголя говорят читателю о внутренней неуверенности автора в себе и своем творчестве.
Ранний Гоголь
Будущий писатель родился в 1809 году в небогатой помещичьей семье Гоголь-Яновских в селе Большие Сорочинцы на Полтавщине. В юности, будучи гимназистом Нежинской гимназии высших наук, сильно тяготел к актерству и литературе, а также к модному в начале века вольнодумству. В мечтах он видел для себя высокое гражданское поприще, с этими мечтами уехал в Петербург, думая посвятить себя юстиции. Однако любовь к литературе вытеснила все метания, и Николай Васильевич целиком посвятил себя писательству.
Однако вместе с творчеством укоренились в будущем гении и сомнения, которые мешали ему открыто публиковать свои творения. Псевдонимы Гоголя еще долгие годы значились на титульных листах его книг. В возрасте двадцати лет он издал первую книгу, идиллическую повесть "Ганц Кюхельгартен", под именем автора В. Алова. Издание успеха не имело, критика в литературных журналах была убийственной, и Гоголь скупил весь тираж и сжег, хотя под вымышленным именем его бы никто не разоблачил. Но все псевдонимы Гоголя были еще впереди.
Новые творческие мистификации
По-настоящему зрелые произведения писателя берут свое начало с «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Повествование велось от имени хуторского пасечника по имени Рудый Панько.
Как бы ни скрывался автор от известности, а на свою личность в псевдонимах намекал: «рудый» значит «рыжий», по цвету волос самого Гоголя, а Панько – имя его деда Панаса (Афанасия). «Вечера» принесли ему славу, о молодом малороссийском авторе узнал весь Петербург. Но он продолжал писать и печататься не под своим именем. Псевдонимы Гоголя следовали один за другим: Г. Янов, П. Глечик, ОООО и др. И так было до тех пор, пока в печати В. Белинский открыто не попенял ему: что же это он так прячется, и чего так боится? Писатель понял, что далее скрываться нет смысла, и на этом псевдонимы Гоголя закончились, и главные его книги уже выходили под его фамилией: пьесы «Ревизор», «Женитьба», поэма «Мертвые души», Петербургские повести «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Записки сумасшедшего».
«Таинственный Карло» - еще один псевдоним молодого Гоголя?
Нет, это был не псевдоним, а прозвище, которым наделили его товарищи по гимназии за скрытный характер. Скрытность, таинственность, богобоязненность и склонность к мистицизму достались ему от родителей. Вера в пророчества и нечистую силу нашли свое отражение в произведениях Гоголя «Вий», «Майская ночь, или утопленница».
Очевидно, эти фобии и стали источником его все нарастающей депрессии. Внутренняя неудовлетворенность своим творчеством сопровождала писателя до конца жизни. Даже будучи уже известным писателем, признанным и обласканным самим Пушкиным, Жуковским, Белинским и другими литературными гениями, Гоголь терзался сомнениями, что сказывалось на его душевном состоянии. В 1852 году, незадолго до смерти, испытывая тяжелейший душевный кризис, писатель сжег второй том «Мертвых душ». Означавший цвет утренней зари и больших надежд псевдоним раннего Гоголя Алов, вряд ли соответствовал бы позднему Гоголю, который осознал удручающее одиночество и трагизм пребывания человека в этом огромном людном мире.
В последние годы он панически боялся смерти, даже не столько смерти, сколько перспективы быть заживо похороненным. Он просил своих друзей быть особенно внимательными после его смерти. 21 февраля 1852 года по Москве пронесся слух: умер Николай Васильевич Гоголь. Через три дня его похоронили, и по столице поползли другие слухи: Гоголя все-таки похоронили живым. Даже после ухода писателя вокруг его имени ходило много мистических историй…