Сегодня православная церковь серьезную роль отводит церковному пению. Наше богослужение и церковное хоровое пение связаны напрямую. С его помощью проповедуется Слово Божие, которое образует особый богослужебный язык (совместно с храмовыми напевами). Церковное пение обычно подразделяется на два вида: унисонное (одноголосое) и многоголосное. Последнее подразумевает разделение голосов по партиям, а первое – исполнение всеми хористами одной мелодии. В русских храмах, как правило, поют по партиям.
![церковное пение](http://fb.ru/misc/i/gallery/10951/67601.jpg)
Осмогласие
В VIII веке объединяются восемь певческих и мелодических систем (осмогласие), которые всесторонне воздействуют на интеллектуальное и эмоциональное восприятие верующего человека, обращенного к Богу с молитвой. К XIV веку эта система обрела такой масштабный характер, который может быть сравним только с иконописью того же периода и с глубиной молитвенного подвижничества. Богословие, церковное пение, икона и молитвенный подвиг – это компоненты единого целого.
Вытеснение осмогласия
Пора расцвета церковного пения в XVII веке совпала с началом вытеснения его со стороны светского искусства. Система церковного осмогласия была заменена краткими напевами на религиозную тему. Православные религиозные подвижники считают, что церковное пение без осмогласия невозможно.
![церковное хоровое пение](http://fb.ru/misc/i/gallery/10951/67602.jpg)
Обиход церковного пения
Но православная церковь обладает достаточным количеством музыкальных изданий и рукописей. Она имеет в своем распоряжении обиход церковного пения, в который входит весь круг богослужебного пения. Он объединяет в себе главные песнопения киевского, греческого и знаменного распевов. Есть несколько способов исполнения стихир, в частности, простой и праздничный. Все музыкальные церковные рукописи являют собой документ Церковного Предания, которое считается в православных кругах самым первым словом в спорных вопросах.
Развитие церковного пения
По документам церковного предания легко проследить, как развивалось и церковное пение. Любое искусство имеет свое начало и расцвет. Многие религиозные православные деятели сегодня считают, что стиль современной иконописи и церковное пение – это всего лишь профанация богослужебного искусства. По их мнению, этот западный стиль не соответствует (ни в формальном, ни в духовном отношении) Церковному Преданию.
Певческие коллективы
Коллективы, которые занимаются церковным пением, могут быть трех видов. Первый вид – это профессиональные певчие, но не церковные. Второй – имеет состав из людей церковных, но в лучшем случае у них есть относительный слух и голос. Самый редкий вид музыкального коллектива – это профессиональный церковный хор. Коллектив первого типа предпочитает исполнять сложные произведения, но церковность этой музыки таким певчим, как правило, безразлична, в отличие от тех людей, которые заходят в храм для молитвы.
![обиход церковного пения](http://fb.ru/misc/i/gallery/10951/67604.jpg)
Некоторые священники предпочитают второй вид хора, но нередко наряду с музыкальным непрофессионализмом таких певчих удручает и его примитивный репертуар.
Однако вселяет надежду тот факт, что коллективы третьего вида все чаще переходят к исполнению произведений, сочиненных синодальными авторами, а потом даже к монастырским напевам.