Пещера Альтамира — широко известная в мире известняковая пещера в Кантабрийских горах севера Испании, исследование которой изменило мнение ученых и археологов о жизни и искусстве древних людей эпохи палеолита. Открытие это совершила маленькая девочка — дочь археолога-любителя Марселино де Саутуолы.
История находки
Пещера была обнаружена случайно в 1868 г. недалеко от городка Сантандер одним из местных жителей. Когда сведения дошли до любителя-аргеолога Марселино де Саутуолы, он проявил интерес и пришел ее осмотреть. В первый же день им были найдены остатки костей и скелетов животных, а также древние орудия человека.
Через 3 года, после посещения выставки по археологии во Франции Саутуола решает исследовать пещеру более подробно, попытавшись вскрыть верхние слои почвы. Раскопки были им начаты осенью 1879 г., в ходе которых обнаружены топорики, детали посуды, рога оленей и другие интересные вещи.
Во время очередной экспедиции Марселино привел дочь посмотреть на свои труды, которая была восхищена и старалась сделать свои находки. За счет своего маленького роста девочка могла пробираться в те помещения, где слишком низкий потолок не позволял пройти взрослому человеку. Она и совершила важное открытие в одном из боковых гротов пещеры Альтамиры: наскальные рисунки, которые покрывали стены и потолок, где были очень реалистично изображены большие 2-метровые быки, лошади и другие животные.
Подделка или переворот в истории?
Марселино де Саутуола начал более тщательно изучать своды пещеры: в следующем зале им также были найдены геометрические изображения и рисунки животных. В земле около стен археолог смог обнаружить охру того же оттенка, что и на картинках, что доказывало местное происхождение наскальной живописи. Все это являлось следами жизнедеятельности первобытных людей.
Также им были собраны доказательства того, что пещера была заброшена многие тысячи лет, а значит, все находящиеся внутри предметы принадлежали древним людям, которых ранее считали неспособными к общению при помощи речи, и тем более искусству.
Понимая, что найденное им является мировой сенсацией и открытием в области археологии и истории, Саутуола решает поставить в известность о находке ученых. С этой целью он в 1880 г. отправляет рукопись с описанием пещеры и наскальных изображений в редакцию знаменитого журнала во Франции «Материалы по естественной истории человека», который специализировался на таких публикациях.
В пещеру начинают приезжать ученые и любители археологии, однако их реакция на находки Марселино оказалась резко негативной, его даже обвинили в фальсификации данных. Единственным человеком, который поверил в такое чудо, стал геолог, профессор Мадридского университета Вилланова. Вместе с Саутуолой он посетил пещеру: среди артефактов, обнаруженных в верхнем слое земли, была и каменная раковина, в которой талантливый древний художник разводил краски.
По словам редактора журнала Э. Картальяка, ученый мир испугался того нового и неизвестного, что полностью переворачивало представление о развитии человечества в древние века. Поэтому выступление Вилланова на конгрессе антропологов с докладом о находке было провалено. Настенную живопись пещеры Альтамира все крупнейшие ученые объявили фальсификацией, обвинив в подлоге испанского археолога-любителя.
Открытие других пещер
Пока ученые-историки вели спор о достоверности рисунков и других находок Саутуолы, в Европе были обнаружены еще несколько подобных пещер, в которых найденные предметы, орудия труда, скульптуры и наскальные рисунки датировались эпохой верхнего палеолита.
Так, в 1895 г. французский археолог Э. Ривьер в пещере Ла Мут исследовал рисунки ископаемых животных и орудия, древность которых подтверждалась невозможностью доступа в эти слои современных людей. В другом месте ученым Дало были также найдены изображения мамонтов и других животных времен палеолита. Все они были погребены под слоем земли, что свидетельствовало о древности находок.
Аналогичные открытия были сделаны в Европе, Азии, на Урале, в Монголии. Однако все это произошло уже спустя годы после смерти Саутуолы и Виллановы.
Человеком, который смог открыто признать свои ошибки и изменить судьбу пещеры Альтаира, стал Картальяк, который в 1902 г. призвал весь ученый мир «не совершать роковую ошибку» и начать исследование древней наскальной живописи.
Описание пещеры
После признания достоверности находок в Альтамире ученые несколько раз проводили в ней раскопки: в 1902-1904, в 1924-1925 гг. и в 1981-м. Были обследованы и другие пещеры, всего современные ученые насчитали около 150 подобных находок на территории только Западной Европы.
Пещера Альтамира в Испании (La cueva de Altamira) многие годы открыта для всех ученых и туристов, интересующихся археологией. Она состоит из нескольких помещений, боковых проходов и двойных коридоров, общая длина которых составляет 270 м, в некоторых очень низкий потолок (около 2 м), в других — до 6 м.
Главный зал в длину достигает 18 м. Все рисунки полихромные и сделаны углем, охрой, гематитом и другими древними натуральными красками при помощи не только пальцев, но и специальных приспособлений. Они расположены на стенах и потолке всех подземных помещений.
Современные данные углеродного анализа датируют наскальную живопись пещеры Альтамира 15-8 тыс. до н. э. и причисляют ее к Мадленской культуре (период эпохи палеолита). С 1985 г. она признана объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.
Искусство первобытных художников
Всего обнаружено более 150 изображений ископаемых животных: бизонов, оленей, кабанов, лошадей. Все они выполнены в движении: во время бега, в прыжке, при нападении или на отдыхе. Также найдены отпечатки ладоней древних людей и схематическое изображение их фигурок. Многие рисунки были созданы в различное время, некоторые наслаиваются друг на друга.
Первобытные художники использовали рельеф стен и потолка для создания 3-мерных изображений. Причем объемный эффект достигался и своеобразной манерой рисунка: темные контуры фигур, закрашенные внутри различными оттенками красок.
Самая огромная по площади — роспись потолка в Большом полихромном зале, где на площади в 180 кв. м нарисовано более 20 фигур животных. Многие из изображений сделаны почти в натуральную величину.
Самый знаменитый рисунок — бизон пещеры Альтамира (Испания), уникальность которого состоит также в том, что в природе такой вид шерстистых бизонов уже отсутствует, они вымерли много тысячелетий назад.
Расположение пещеры, и как доехать
Пещера Альтамира расположена в Кантабрии (Испания), около Сантиляна-дель-Мар, что находится на 30 км к западу от Сантандера, городка на севере страны на берегу Атлантического океана. Вход в пещеру расположен на возвышенности высотой 158 м на расстоянии 5 км от Сантильяна дель Маар, куда направляет указатель на шоссе.
В 1960-70-е годы это место пользовалось большой популярностью у туристов, из-за чего произошло повышение температуры и влажности в подземных помещениях, на стенах появилась плесень. В период с 1977-го по 1982-й пещера была закрыта на реставрацию, дальнейшее посещение туристами было ограничено до 20 человек в день.
В 2001 г. около пещеры был создан музейный комплекс, где выставлены копии многих изображений. Теперь туристы могут познакомиться с наскальной живописью, не совершая спуск под землю.
Время работы музея:
- май - октябрь — 9.30-20.00 (вторник-суббота);
- ноябрь - апрель — 9.30-18.00 (вторник-суббота);
- 9.30-15.00 (воскресные и праздничные дни);
- понедельник — выходной.
Бесплатное посещение открыто 18.04, 18.05, 12.10 и 6.12, по субботам после 14.00, воскресенье – целый день.
Интересные факты
По данным ученых, пещера тянется на 8-10 км вглубь земли и имеет разветвленную систему ходов, однако все попытки спелеологов пробраться дальше не увенчались успехом из-за узких ходов, в которые они не смогли протиснуться.
Самый красочный Большой полихромный зал, имеющий расписной потолок, назван «Сикстинской капеллой каменного века». Другие залы также имеют названия: «Хвост лошади», «Зал тектиформ», «Яма», «Прихожая», «Галерея», «Зал черного бизона».
В 2015 г. испанский монетный двор выпустил памятную монету, посвященную пещере Альтамира. На лицевой стороне изображен ее символ — бизон, вокруг него по кольцу идут 12 звезд Евросоюза.
В 2016 г. был снят художественный фильм «Альтамира», в котором рассказана история открытия пещеры Марселино Саутуолой и борьба его против ученых, объявивших находку фальсификацией.
Древнее наскальное искусство пещеры Альтамира является доказательством существования в эпоху палеолита людей, которые не только охотились и вели первобытный образ жизни, но и были способны создать такие прекрасные и талантливые произведения.